Лекция 12. Анализ финансовых результатов

Анализ показателей результативности деятельности организации помогает наиболее точно оценить ее финансово-хозяйственную деятельность относительно будущих условий существования. Руководствуясь такой оценкой, можно планировать дальнейшую деятельность организации, в том числе и ее взаимодействие с контрагентами (см. рис. 12.1).

Результат (лат. - отраженный) - конечный итог, следствие, завершающее собой какие-нибудь действия, явления, развитие чего-нибудь Слово "результативный" значит завершенный, являющийся результатом. Понятие "результативность" в экономике складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации. Общей характеристикой результативности финансово-хозяйственной деятельности принято считать прибыль, деловую активность и рентабельность.

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в "Отчете о прибылях и убытках" (форма № 2).

Прибыль - особый систематически воспроизводимый ресурс хозяйствующего субъекта, конечная цель его развития. Ее сущность заключается в том, что это:

o основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

o главный источник возрастания рыночной стоимости организации;

o индикатор кредитоспособности;

o особый интерес собственника, поскольку обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

o индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

o гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыли - объективная закономерность нормального функционирования орга-

Рис. 12.1. Информационное обеспечение анализа и управления показателями результативности деятельности организации

низации. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что служит одной из наиболее существенных внутренних причин развития кризисного состояния.

Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах. Это означает обеспечение: максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре; оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска; высокого качества формируемой прибыли; выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании; достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса; роста рыночной стоимости организации; эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютный эффект хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Эффект - результат, достигаемый за счет осуществления различных видов деятельности или проведения отдельных мероприятий и операций. Он может выражаться в дополнительной сумме получаемого валового, или чистого, дохода; в размере снижения издержек; в получении дополнительной валовой, или чистой, прибыли; в сумме прироста рыночной стоимости предприятия, в размере чистого денежного потока и т.п.

Эффективность - соотношение показателей результата (эффекта) и затрат (или суммы ресурсов), используемых для его достижения. Наиболее обобщенную оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает система коэффициентов рентабельности.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Прибыль (убыток) - это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.

Прибыль - это положительный финансовый результат деятельности организации. Отрицательный результат называется убытком.

С философской точки зрения прибыль можно определить так: "Это функция времени и вознаграждение за терпение".

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Анализ финансовых результатов деятельности организации содержит следующие составляющие.

1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, гр. 5 табл. 12.1).

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, гр. 6-8, табл. 12.1).

3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели. 1. Абсолютное отклонение

где П0, П: - показатели базисного и отчетного периодов; ±ДП - абсолютное изменение показателя. 2. Темп роста

3. Уровень каждого показателя к выручке, %

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.

4. Изменение структуры

где УП0> УП] - уровни базисного и отчетного периодов. 5. Факторный анализ.

На величину прибыли организации оказывают влияние разные факторы (см. рис. 12.2). По существу, это все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние; их воздействие довольно точно можно определить с помощью методов факторного анализа, другие - оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия можно оценить только с некоторой долей вероятности или вообще невозможно:

где %пол - проценты к получению; %упл - проценты к уплате; ДрД - доходы от участия в других организациях; прД - прочие доходы; прР - прочие расходы; нп - текущий налог на прибыль; ОНО, ОНА - изменение отложенных налоговых обязательств и активов соответственно; Пв - валовая прибыль; Пп - прибыль от продаж; ПдоН - прибыль до налогообложения (бухгалтерская); Пч - чистая прибыль.

Прибыль валовая - это валовой доход предприятия, т.е. добавленная стоимость.

Прибыль от продаж - это финансовый результат от основной деятельности предприятия (производства продукции или услуги, продажи товаров).

Чистая прибыль - окончательная сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей из суммы бухгалтерской прибыли.

Нераспределенная прибыль - прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная на потребление путем распределения между акционерами (пайщиками) и пер-

Таблица 12.1. Анализ прибыли

соналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

Рис. 12.2. Факторы, влияющие на прибыль