Анализ факторов микросреды

При рассмотрении факторов микросреды следует учесть, что для осуществления бизнеса необходимы материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы. Каждый из них имеет "цену". Для первых - это цена приобретения, для вторых - заработная плата, для третьих - процент за пользование.

Технологические особенности организации специфицируют тот сегмент рынков труда и материально-технических ресурсов, который необходимо исследовать. Что касается рынка капиталов, то он в принципе является стандартным, что проистекает из природы предоставляемых ресурсов (денег). Важно отметить, что посредством экономического анализа выявляются ценовые и иные тенденции на рынках снабжения, а также влияние этих изменений на управленческую политику организации по приобретению необходимых ресурсов. Для удобства сопоставления необходимо в качестве подготовительной меры анализа разработать перечень основных поставщиков ресурсов, установить степень их специализированности, качество поставляемого ресурса и уровень цен, а также пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки. Рекомендуется определять рейтинг поставщиков по конкретным видам материалов, используя ценовые и качественные показатели поставляемых материальных ресурсов.

Поставщики материально-технических ресурсов могут оказывать давление, как поднимая цены и снижая качество поставляемых продуктов или услуг, так и нарушая условия их поставок. Этот фактор особенно сильно проявляется в случаях, если продукция ресурсоемка; поставщики на рынке являются монополистами; перейти к другому поставщику сложно или дорого; организация не приоритетный покупатель для поставщика; существует прямая угроза интеграции покупателя в бизнес; поставщики имеют возможность интенсивно использовать ценовой фактор, снижая доходность бизнеса; ухудшение качества продукции поставщиков приводит к уменьшению прибыли организации-потребителя.

Ухудшение конкурентного преимущества поставщиков может вызвать цепочку банкротства зависящих от них организаций. Особенно этот фактор важен на стадиях становления и спада бизнеса, так как именно в эти периоды организация наиболее уязвима. При анализе поставщиков мы рекомендуем использовать показатели табл. 2.3.

Основная цель анализа трудовых ресурсов - выявить дефицит рабочей силы ("узкие" места) по отдельным категориям, подразделениям и профессиям, провести ревизию тарифных ставок (у основных производственных рабочих) и определить уровень окладов по штатному расписанию (у вспомогательных рабочих) в соответствии с конъюнктурой рынка труда. Трудовые ресурсы организации следует анализировать в разрезе отдельных категорий персонала, профессий, подразделений, возрастных групп.

Таблица 2.3. Поставщики как объект анализа

Основные характеристики

Поставщики

1

2

N

N + 1

Возможности переключения на других клиентов

Уровень специализированности поставщика

Условия работы

Возможности поставщика

Степень поставляемого товара

Гарантия качества

Временной график поставки товаров

Пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки

Особые условия

Точно так же, как в области снабжения, внешняя экономическая среда воздействует на финансовую устойчивость бизнеса и через изменения в области сбыта на рынках готовой продукции. Здесь следует вспомнить двойственную природу рынка готовой продукции. С одной стороны, этот рынок представляет собой объективную реальность, данную организации "в ощущении", иными словами, организация должна лишь эффективно приспосабливаться к объективным изменениям рыночной конъюнктуры. С другой стороны, рынок готовой продукции является сегментированной средой, в которой действуют несколько конкурентов, и организация является одной из них, причем от ее действия в рамках ее рыночной силы в определенной степени зависит рыночная среда. В качестве яркого примера можно привести политику организации в области ценообразования. Природа рынка как "объективной реальности" требует от организации однозначного приведения цен в соответствие с равновесными рыночными ценами. Однако рынок как арена для применения "теории игр" может вызывать к жизни, к тому же совершенно рационально, такие моменты, как демпинговое ценообразование для увеличения доли рынка и пр. Поэтому данные аспекты (анализ изменения рыночной конъюнктуры, анализ ситуации на рынке и конкурентного положения) нуждаются в отдельном рассмотрении.