Анализ дискурса

Хотя в социологических исследованиях политической культуры в целом преобладают подходы, нацеленные на опросные методы, существуют и альтернативные методики. Примером этому может служить работа американского политолога М. Урбана "Культуры власти в постсоветской России", посвященная анализу дискурса властвующей элиты, который рассматривается автором как отражение представлений, определяющих восприятие и оценку российской политики ее ключевыми акторами. В отличие от классического подхода политическая культура интерпретируется здесь не как совокупность убеждений и ценностей, которые детерминируют поведение индивидов, а как "смысловой интеграл поведения", представляющий его внутреннюю логику или рациональность. По мысли автора, ключ к пониманию этой внутренней логики следует искать в языке. Поэтому политическую культуру можно рассматривать как "особую дискурсивную формацию, по отношению к которой индивиды выступают не столько творцами коммуникативных актов, сколько передающими инстанциями, транслирующими друг другу сообщения-повествования, формируемые и расшифровываемые на основе усвоенных ими дискурсов". В свою очередь, дискурс определяется как "набор глубинных категорий, санкционирующих и направляющих коммуникацию" или "системы категорий, на основе которых можно создавать осмысленные высказывания". Представители политической элиты рассматриваются в книге Урбана как члены пересекающихся дискурсивных сообществ, на основе которых они строят свою идентичность, приписывают смысл своим практикам и интерпретируют мир.

Материалом для анализа послужили тексты 34 глубинных интервью с представителями политического класса, занимавшими ключевые посты в структурах исполнительной и законодательной власти в администрациях М. С. Горбачева, Б. Н. Ельцина, В. В. Путина. Целью интервью было побудить респондентов обстоятельно высказаться о своем политическом опыте и восприятии мира политики.

Категориальная схема анализа текстов интервью опиралась на идеально-типическую модель политического дискурса, разработанную М. Урбаном на основе веберовского понимания политики и теории дискурса Ю. Хабермаса. Эта модель включает четыре элемента, соответствующие базовым синтаксическим категориям: 1) дискурс морали (обозначает объект политического дискурса — общее благо);

2) дискурс компетентности (характеризует его субъекта);

3) дискурс сообщества (указывает на косвенный объект, то, "во имя чего" существует политика) и 4) дискурс одобрения (выражает действие — правовую оценку). Связь этих элементов и конституирует политический дискурс: он "описывает некое благо, которое должно быть достигнуто теми, кто утверждает, что способен это благо защитить, во имя определенного сообщества (публики), которое может одобрить, оспорить или отвергнуть эти действия через дискурс легальности". Точно так же, как формулирование осмысленных высказываний невозможно без соблюдения правил синтаксиса, политический дискурс, по мысли Урбана, искажается, если отсутствуют какие-то из образующих его элементов. Именно это имеет место в дискурсе российской политической элиты: в нем слабо представлены элементы, связанные с сообществом и правом, и гипертрофированы элементы, характеризующие субъективную сторону политики — компетентность и мораль. Выводы Урбана во многом совпадают с результатами других исследований политической элиты, красноречиво свидетельствуя о "неполноте" содержания политики в российском контексте, оборотной стороной которой является специфика позиций, занимаемых се акторами.