Аналитический тест интеллекта Р. Мейли

Методика предназначена для измерения уровня интеллектуального развития человека и основывается на предположении автора о существовании четырех основных факторов интеллектуальных способностей, которые предполагают взаимосвязанные аспекты процесса мышления, понимаемые с позиции гештальтпсихологии.

К этим факторам отнесены: фактор доступной трудности, пластичности, "целостности" и беглости. По мнению Р. Мейли, каждый из названных факторов присутствует в ментальности любого человека в определенной степени выраженности ("насыщенности").

В определенном наборе факторов отражается один из пяти типичных профилей способностей. Результаты методики сводятся именно в эти типовые профили: формальнологический, образно-конкретный, аналитический, творческий и равномерно-развитый.

Тест Р. Мейли используется для диагностики лиц старше 11 лет.

Структура и ОГЛАВЛЕНИЕ методики. Стимулъный материал включает шесть групп заданий (субтестов).

Первый субтест – "Установление последовательности событий" – представляет собой несколько сюжетных картинок, первая из которых является исходной. Испытуемому предлагается расставить другие картинки[1] так, чтобы последовательно описать заданную тему. На выполнение задания отводится 5 мин. Оценка успешности решения задачи осуществляется путем начисления испытуемым за верное решение одного балла.

Второй субтест – "Продолжение числового ряда по установленной закономерности" – является тестом выявления общего правила расстановки символов. Например, Стимулъный ряд составлен следующим образом:

1 - 21 - 32 - 11 - 211 -322 - 111 - 2111 -? (Ответ: 3222).

Время на выполнение данного субтеста – 5 мин. За каждую правильно решенную задачу начисляется 1 балл. Если испытуемый, поняв суть задания, допускает ошибки по невнимательности, то возможно выставление ему оценки, равной 0,5 балла.

Третий субтест – "Составление предложения по трем словам" – осуществляется в соответствии не со стилистическим критерием, а с критерием единства мысли и логической общности фразы. На выполнение каждого задания дается 2 мин. Оценка результатов осуществляется по трем позициям: 1 балл – фраза лишена смысла; 2 балла – простота, банальность фразы; 3 балла – оригинальная мысль.

Четвертый субтест – "Дополнение картинок" – представляет собой поиск испытуемым пропущенного фрагмента в стимульной картинке. Общее время выполнения субтеста – 5 мин. За верное решение начисляется 1 балл.

Пятый субтест – "Составление фигур из частей" – предполагает составление фигуры из набора фрагментов. Испытуемый должен собрать как можно больше оригинальных фигур. При оценке учитываются первые три составленные фигуры. Вариация оценки колеблется от 1 до 3 баллов в зависимости от количества фигур и их оригинальности. Время на выполнение одного задания – 1,5 мин.

Шестой субтест - "Геометрические аналогии" – составлен на основе сравнения двух геометрических фигур.

Испытуемый, ознакомившись с эталоном, рисует такую фигуру, которая была бы связана аналогичным образом с предъявленным образцом. Например, в эталонном рисунке (рис. 3.2) первая фигура меньше второй.

Рис. 3.2. Эталонный рисунок к субтесту 6

Обработка результатов осуществляется стандартным образом – путем подсчета так называемых первичных (или сырых) оценок и перевода их средних значений в стандартные баллы. В данной методике среднее арифметическое значение первичных оценок переводится в процентили при помощи специальных таблиц.

Интерпретация результатов осуществляется по шкале: менее 35 процентилей – низкий уровень развития интеллектуальных способностей; 35–65 процентилей – нормальный уровень развития общих способностей; 66–80 – уровень повышенных интеллектуальных способностей; более 80 – высокий уровень интеллекта.

Интерпретируется также профиль развития способностей.

Интерпретации поддаются отдельные субтесты и их комплексы. Поданным, полученным при помощи первого, третьего и четвертого субтестов, диагностируется способность человека устанавливать конкретные связи и зависимости. При помощи второго и шестого субтестов выявляется способность к абстрактному мышлению. Пятый субтест стоит особняком в данной диагностической системе. Предполагается, что для его выполнения требуется развитая визуальная комбинаторика.

Интерпретация структуры интеллектуальных факторов Р. Мейли предполагает соотношение ряда субтестов и их комплексной оценки. Первый и второй субтесты отражают, по мнению автора, факторы сложности (доступной трудности) и пластичности ментальных способностей. В комбинаторных субтестах (третьем и пятом) наиболее ощутимо проявляются факторы целостности и беглости. Четвертый и шестой субтесты напрямую не интерпретируются; видимо, с их помощью диагностируются сложные, интегральные характеристики субъекта.