Американский институционализм

Как уже отмечалось, научное направление институционализма возникло в конце XIX – начале XX в. в США. Рассмотрим более подробно вклад каждого представителя американского институционализма. Виднейшими идеологами раннего направления институционализма в США являются: Торстейп Веблен (1857–1929), Джон Коммонс (1862–1945) и Уэсли Митчелл (1874–1948).

Основоположником институционализма бесспорно является Т. Веблен. Среди наиболее известных его работ можно отметить: "Теория праздного класса" (1899), "Теория делового предпринимательства" (1904), "Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время" (1923). Веблен выводит ряд экономических категорий из общественной психологии, таких как "демонстративное потребление", "денежное соперничество", "отсутствующие собственники", "свобода контроля". В основе взглядов американского ученого лежало своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого инстинктами. К инстинктам человека Веблен относил инстинкт самосохранения и сохранения рода – "родительское чувство", склонность к соперничеству, подражанию и праздному любопытству. Институты, согласно взглядам Т. Веблена, это "привычный образ мышления, который имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго". Он считал, что институты определяют непосредственные цели, подчиняющие себе поведение людей, но благоприятным экономическое развитие будет только в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, порождаемыми инстинктами.

Другим важнейшим фактором, влияющим на институты, Веблен считал технику и технологию. Правда, ее влияние становится определяющим только на стадии машинного производства. Центральное место в учении Веблена занимает его теория "праздного класса". Процесс создания этого класса рассматривается ученым в исторической ретроспективе. Веблен заключает, что на ранних этапах развития общества "праздного класса" не существовало, появляться он начал с момента оформления военно-политической "верхушки" общества, которая занималась распределением излишков материальных благ. В современном Веблену обществе установилось окончательное господство "праздного класса", выражавшееся в ряде внешних признаков, таких как выставленное на показ безделье и демонстративное потребление, рассчитанное на внешний эффект и т.д.

Учение Веблена о праздном классе неразрывно с его доктриной технократизма, лежащей в основе концепции "индустриальной системы". Согласно этой теории развитие капитализма проходит две стадии развития. Первая стадия – это господство предпринимателя, когда власть и собственность принадлежат предпринимателю, и вторая стадия – это время господства финансиста, когда финансисты оттесняют от власти предпринимателей. На последней стадии возникает противостояние между индустрией и бизнесом. Под индустрией Веблен понимал всю сферу материального производства, основанную на машинной технологии, а под бизнесом подразумевалась сфера обращения (торговлю, биржу, кредит). Индустрия и, следовательно, предприниматели считались опорой общества, тогда как бизнес представлял собой бесполезный "праздный класс". Область индустрии понималась Вебленом расширительно и к ней относились помимо предпринимателей также и инженерно-технические работники, менеджеры и рабочие. Все эти слои общества были заинтересованы в технической модернизации производства и, следовательно, были носителями прогресса. Классовую борьбу Веблен понимал своеобразно, а именно не в противоборстве рабочих и капиталистов, как можно было бы предполагать, а в противостоянии бизнесменов, с одной стороны, и предпринимателей и инженеров, с другой.

Важным вкладом в экономическую науку стало учение Веблена об абсентеической собственности, т.е. отсутствующей или неосязаемой собственности. Под ней американский ученый понимал собственность бизнесменов, составляющих "праздный класс" и не принимающих участие в производстве товаров и услуг. Если в период "господства предпринимателей" главным мерилом предпринимательской деятельности была прибыль, то в условиях "денежного хозяйства" главным средством извлечения прибыли становится кредит. Именно с его помощью бизнесмены (антиподы предпринимателей) присваивали акции и другие виды ценных бумаг, приносивших им огромные доходы. В итоге так называемый "фиктивный" капитал многократно превосходит по стоимости размеры материальных активов корпораций. Вебленом делается вывод о том, что абсентеистская собственность является экономической основой существования праздного класса и причиной конфликта между индустрией и бизнесом.

В заключение нужно отметить, что Веблен был хорошо знаком с марксистским учением, что было, да и по сей день остается редким явлением среди западных экономистов. Несомненно, что марксизм оказал влияние на взгляды американского институционалиста.

Другим видным представителем американского институционализма принято считать Джона Коммонса (1862–1945), который представлял социально-правовую ветвь этого учения. При его деятельном участии была написана фундаментальная работа "История труда в Соединенных Штатах" в 1918–1935 гг., также его перу принадлежат монографии "Правовые основы капитализма" (1924) и "Институциональная экономическая наука" (1934). Методология Коммонса основывается на приоритете права над экономикой. Он считал, что все конфликты можно уладить при помощи юридических процедур. Центральным звеном учения Коммонса является его теория сделок. В основу этой теории была положена идея ограниченности ресурсов. Из-за редкости ресурсов у хозяйствующих субъектов возникает неизбежный конфликт по поводу их использования. Согласно воззрениям Коммонса, этот конфликт разрешается путем совершения трансакций, которые у него представляют собой базовые институты общества. Без них конфликт интересов выродился бы во всеобщее насилие людей друг над другом, которое привело бы к серьезному экономическому и социальному ущербу в обществе. Трансакцию нельзя, по мнению американского ученого, путать с обменом ресурсами, товарами или услугами.

В категорию сделки, которую Коммонс считал основной экономической категорией, он включал три элемента: 1) конфликт, предполагающий столкновение интересов участников сделки; 2) взаимозависимость и взаимообусловленность интересов участников сделки; 3) порядок, т.е. завершение конфликта и заключение сделки. Сделка или трансакция виделась Коммонсу универсальным средством для решения любых противоречий. Согласно его определению, "трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом".

В своих трудах Коммонс много внимания уделял идее социального мира. Эта идея положена в основу его периодизации стадий капиталистического общества. Первоначальной стадией капитализма является предпринимательская стадия, затем стадия банковского капитализма и последней стадией он считал стадию административного капитализма. На предпоследней стадии возникают крупные ассоциации предпринимателей и другие отраслевые объединения, которые добиваются значительных привилегий для своих членов. Благодаря этому возникает, как утверждал Коммонс, гармония интересов, которая усиливается на стадии административного капитализма. Коммонс по сравнению с Вебленом был настроен по отношению к капиталистическому обществу менее критично и более умеренно.

Еще одним видным представителем институционализма был Уэсли Клэр Митчелл (1874–1948), являвшийся учеником и последователем Т. Веблена. Он, как и его учитель, считал, что предметом экономической теории является экономическое поведение людей, которые подчиняются психологическим мотивам. Однако он считал, что помимо психологической мотивации, на людей действует денежный фактор, под которым он подразумевал денежное обращение и деятельность денежно-кредитных институтов. Несмотря на серьезные недостатки, денежная экономика является все-таки наилучшей формой хозяйственной организации общества. Неудивительно, что в отличие от своего учителя Т. Веблена он позитивно относился к финансовому капитализму. Ранние работы Митчелла, посвященные денежным вопросам, – "История зеленых билетов" (1903), "Золото, цены и заработная плата при долларовом стандарте" (1908) – до сих пор имеют определенную научную ценность.

Другим направлением научных интересов Митчелла была проблема экономического цикла, по исследованию которой он написал работу "Деловые циклы" (1913). В этой работе американским ученым была представлена подробная информация по всем известным ему циклам и проведена их подробная периодизация.

Митчелл считал, что денежная экономика является нестабильной и проявлением этой нестабильности являются деловые циклы. Именно благодаря исследованию циклов он и вошел в историю экономической науки. Митчелл был основателем знаменитого Национального бюро экономических исследований, в рамках которого он занимался эмпирическими исследованиями деловых циклов и прогнозированием динамики экономической конъюнктуры. У него не было сформулированной теории циклов, как например у К. Маркса или у М. И. Туган-Барановского, что позволило американскому экономисту Коммансу едко заметить, что Митчелл занимался "измерением без теории". В таком случае измерения теряют какой-либо смысл. В эконометрике прежде чем построить модель, определяются с теорией, которая будет положена в основу.

У. К. Митчелл предполагал, что в основе экономических циклов лежит стремление предпринимателей к прибыли, на которую влияет ряд экономических факторов, таких как объем кредита, оптовые и розничные цены на потребительские и инвестиционные товары и т.д. Естественно, что рыночная экономика является децентрализованной и взаимодействия рыночных агентов не синхронизированы. В силу этого возникают разнообразные "опережения" и "запаздывания". Например, "запаздывания" розничных цен по сравнению с оптовыми или "опережения" цен на сырье по сравнению с ценами на потребительские блага приводят к колебаниям реального выпуска, т.е. к экономическому циклу.

Следует отметить, что Митчелл разделял центральную идею институционализма о необходимости усиления общественного контроля над экономикой.

В заключение можно сказать, что американский институционализм внес весомую лепту в развитие мировой экономической мысли. По сути, в рамках институционализма была создана идеологическая основа, на которой в дальнейшем в 1930-е гг. сформировался "Новый курс" Т. Рузвельта. Идеи институционалистов о необходимости усиления роли государства в экономической и социальной сфере были своевременной реакцией на появление эпохи государственного капитализма.