Амбивалентная природа власти

Многие мыслители предупреждали об опасностях упоения властью. Как утверждал, например, Ш.-Л. Монтескье, "всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела"[1]. Здесь уместно еще раз привести знаменитый афоризм лорда Эктона: "Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно".

В политике преданность легко переходит в измену, партнерство – в интригу, любовь – в ненависть, покорность – в фанатизм, демократия в ее крайних формах – в деспотизм. Как правило, зачастую в мировых цивилизациях на место былых доблестей приходили коварство и предательство как норма поведения. Во все времена власть прославляли и проклинали одновременно. Многое написано о величии и падении властителей.

Наглядное представление об обоснованности этих доводов можно составить из множества исторических примеров – от египетских фараонов, основателя Поднебесной империи Цинь Шихуанди, Юлия Цезаря, Чингисхана до кровавых тиранов XX в.

Власть ставит множество вопросов, на которые весьма трудно, если не невозможно, дать сколько-нибудь убедительные ответы на основе рациональных аргументов и доводов. Она сопряжена с тайнами, загадками и парадоксами, множеством порой неразрешимых противоречий. Прав был Э. Канетти, который говорил, что тайна есть "самая сердцевина власти"[2].

Для пользы и в интересах государства, считал Н. Макиавелли, "князь вынужден хорошо владеть природой зверя, он должен взять примером лисицу и льва, так как лев беззащитен против сетей, а лисица беззащитна против волков. Следовательно, надо быть лисицей, чтобы распознавать западню, и львом, чтобы устрашать волков[3]".

Другими словами, правитель должен органически сочетать в себе хитрость и силу, т.е. быть одновременно лисой и львом в одном лице. Он вправе не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству и т.д. Властитель волен использовать все средства, которые служат делу укрепления государства. А тот властитель, который стремится делать только добро, обречен на гибель среди множества людей, чуждых добру. Высшая ценность для него – это государство, перед которым ценность отдельно взятой личности или какие бы то ни было другие ценности должны отступить на задний план или же полностью игнорироваться.

Одним из проявлений тайны являются так называемая теневая власть – разного рода "серые кардиналы", свиты, делающие королей, и т.д., которые действуют анонимно, за кулисами и втайне. Наглядное представление об этом можно составить на примере разведслужб, органов национальной безопасности, дипломатии и др.

Собственно говоря, любую войну, разведывательно-шпионскую работу, дипломатию и множество других сфер взаимоотношений между государствами и народами невозможно представить без той или иной формы обмана (лжи), дезинформации, сокрытия информации о реальном положении вещей, откровенных информационных провокаций и т.д.

Особенно часто дезинформация или ложь используется для легитимации власти. В качестве примера, подтверждающего этот тезис, можно привести так называемый Константинов дар, подложность которого неопровержимо доказана наукой. Главное его ОГЛАВЛЕНИЕ состояло в том, будто император Константин, объявивший христианство государственной религией Римской империи, выдал папе Сильвестру грамоту о передаче ему власти над всей западной частью Римской империи, а сам удалился в Константинополь.

Часто властители для оправдания собственного статуса прибегали к поискам мнимых корней своей власти в глубокой древности, у реальных и легендарных героев и персонажей мировой истории. Так, Иван Грозный обращался к византийским текстам для оправдания своей неограниченной власти и использовал византийские ритуалы при первой своей коронации в 1547 г. Однако ему, особенно в свете захвата турками Константинополя в 1453 г. и исчезновения Византийской империи, этого было мало. Для оправдания своей власти Грозному были нужны более веские аргументы. Появляется ряд легенд и сказаний, как будто подтверждавших эту потребность.

В этом контексте особого внимания заслуживает "Сказание о великих князьях Владимирских на Великой Руси", в котором власть московских князей выводилась не только от князей киевских и династии Рюриков, но и от еще более легендарной фигуры Прусса, правителя легендарного древнего царства на Висле, родственника Августа Цезаря. А этот последний, в свою очередь, согласно "Посланию о Мономаховом венце", будто через Антония и Клеопатру был в родстве с египетскими потомками Ноя и Сима. Именно в этом контексте следует трактовать постепенно сформировавшуюся идею "Москва – Третий Рим", представлявшую Москву наследницей Рима и Константинополя.

Нередко дезинформация используется для дискредитации противника, обоснования тех или иных действий против него, например, для его уничтожения. Так, в недрах французского министерства иностранных дел еще в 1797 г. возникло несколько вариантов поддельного "завещания Петра Великого". Наполеон использовал его для подготовки общественного мнения французов к предстоящей войне с Россией.

Представляется не случайным тот факт, что об этом документе, опубликованном в 1807 г., Европа узнала в 1812 г., в канун похода Наполеона на Россию. В дальнейшем европейские державы использовали его в своих целях каждый раз, когда ухудшались их отношения с Россией, в частности, французы и англичане – во время Крымской войны (1853–1856), германская пропаганда – в 1914 г. и в годы Второй мировой войны.

Наглядное представление об использовании дезинформации во властных целях можно составить на примере поджога рейхстага в ночь с 27 на 28 февраля 1933 г. неким М. ван дер Л юббс, который, согласно официальной версии, назвал себя "членом голландской коммунистической партии". Гитлеровская пропаганда развернула широкомасштабную подстрекательскую кампанию под лозунгом "Коммунисты подожгли рейхстаг!" Этот факт послужил для нацистского руководства поводом к неслыханному погрому, направленному против германской компартии, социал-демократии и евреев, причиной массовых арестов, разгрома всех противников.

Впрочем, таких примеров, как из истории, так и из опыта современного мира, можно привести бесчисленное множество. Применительно к современности наиболее типична американо-английская агрессия в Ираке в марте 2003 г. Она была развязана на основе дезинформации и фальсифицированных фактов о якобы наличии в этой стране оружия массового уничтожения. Все эти приемы можно отнести к своего рода целенаправленному сотворению лжи.

В любой идеологии есть определенный элемент искажения реального положения вещей. Особенно отчетливо этот аспект обнаруживается в пропаганде, главная цель которой в политической сфере состоит в рекламировании, так сказать, "продаже" публике идеологических директив, лежащих в основе программных установок тех или иных социально-политических сил, партий, организаций.

Разумеется, обман и ложь аморальны в отношениях между друзьями, родственниками, коллегами и вообще между обыкновенными людьми. Здесь, возможно, непротивление лжи и всем названным, а также близким ей феноменам – безнравственно. Но в отношениях между государствами бескомпромиссное противодействие не всегда оправданно, более того, оно может быть непродуктивно.