Александр Исаевич Солженицын (1918–2008)

Русской культуре всегда было присуще затрагивать самые болевые точки общества. Солженицын вошел в русскую литературу повестью о дне жизни заключенного "Один день Ивана Денисовича" (1951). Затем последовало художественное исследование системы политических репрессий и лагерей – "Архипелаг ГУЛАГ" (1958–1968). Солженицын почти в одиночку противостоял государственной машине, подвергался официальной травле, был выслан из СССР и продолжил свою обличительную деятельность за границей. Солженицын – это Курбский XX в., в котором разящая публицистичность сочетается с "религиозно-патриархальным романтизмом" (А. Д. Сахаров).

Другой прямой продолжатель золотого века русской культуры – Василий Макарович Шукшин (1929–1974), писатель, артист, кинорежиссер, разносторонне одаренный человек со своим неповторимым языком, который он ввел в литературу и кино. Благодаря Шукшину на экраны вышел наивный человек из крестьянской глубинки, которого прежде не было в кинематографе. В кинофильме "Калина красная" Шукшин поднялся до широких обобщений советской жизни. То же он был готов сделать в литературе, но умер слишком рано, не воплотив свои замыслы.

Рядом с Шукшиным стоят писатели-деревенщики, главным ОГЛАВЛЕНИЕм произведений которых была жизнь в деревне. С болью в сердце они отображали отрыв крестьянина от земли и разложение русской деревни, которую воспринимали как хранительницу народных традиций. Предтечей деревенщиков был Валентин Владимирович Овечкин (1904–1968), более очеркист, чем беллетрист, чьи "Районные будни" детально зафиксировали кризисную ситуацию на селе. В последующие годы в произведениях Василия Белова, Федора Абрамова (1930–1983), Владимира Солоухина, Бориса Можаева (1923–1996), Виктора Астафьева (1924–2001) и др. обострилась тоска по ушедшей патриархальности. Самый известный из писателей-деревенщиков – Валентин Распутин, в повести "Прощание с Матерой" (1976) описавший переселение крестьян с родной земли, отводимой под водохранилище.

Валентин Григорьевич Распутин (р. 1937)

Ero повесть "Прощание с Матерой" – вершина "деревенской" прозы. В ней глубоко осознается тот факт, что основа культуры – мать-земля, на которой она возникла. С гибелью Матеры гибнет не только деревенский уклад, но в конечном счете культура, которая на ней произрастает. Уходит на дно будущего водохранилища не только кусок территории с деревьями и кладбищами, но основа нынешней и грядущей культуры. Подавляющее большинство жителей деревни, в основном стариков и старух (молодежи почти нет), не хочет покидать обжитых мест, где находятся возделанная ими земля и останки предков. На их стороне полностью симпатии автора, и их нравственная сила и правота выражена необычайно энергично. Среди отрицательных персонажей фигурирует начальство, коему поручено организовать переезд, да несколько пришлых людей, которые вместе с местным оторвавшимся от корней пьяницей рубят и сжигают деревню, уничтожают жизнь и память Матеры. Коренные жители и сама природа что есть силы сопротивляются все той же преобразовательной мощи человека и терпят поражение, повергая читателей в скорбь и раздумья.

В повести "Пожар" (1985) растаскивание государственного имущества мошенниками, ворами и несунами напоминает пожар всенародный. По главное для писателя не поверхностная вещественно-материальная аналогия, а люди, их нравственное состояние. Здесь вновь видим противостояние людей случайных, "туристов", которых мы встречали в деревенской прозе (место действия повести – старинный поселок, заполненный в основном пришлыми людьми), и главного героя, оставшегося чуть ли не последним из могикан, коренных жителей, которым близка судьба родной земли. Багровое зарево пожара как бы возвращает нас к теме революции, которая тесно переплелась с темой судьбы страны.

"Пожар" Распутина критиковали за публицистичность. В наш век глобальных опасностей писатель остро чувствует грозящую беду и отсюда желание вмешаться в ход событий настолько сильное, что оно как бы прорывает художественную ткань произведения. У большого писателя это не вредит художественности, просто за счет возрастания публицистичности (непосредственного личного вмешательства писателя в произведение) меняется ее соотношение с собственно художественностью. Как в прежние времена, так и сейчас большой писатель не может не быть публицистом.

"Прощание с Матерой" можно отнести и к жанру экологической литературы I960–1970-х гг. Другие примеры экологической художественной литературы: "Царь-рыба" Виктора Астафьева, "Белый пароход" Чингиза Айтматова (1928–2008), "Белый Бим Черное Ухо" Гавриила Троепольского (1905–1995), "Не стреляйте в белых лебедей" Бориса Васильева (р. 1924). Предтечей подобной литературы можно считать Михаила Пришвина. В повести "Царь-рыба" (1976) Виктора Николаевича Астафьева рыбак предстает перед читателем в качестве хищного браконьера, а рыба (не конкретизированная по виду) – как символ уничтожаемой природы. Все симпатии автора на стороне рыбы (природы), и ее избавление от человека предстает как финальная мажорная нота и кульминация всей повести.

В противоположность деревенщикам появились "городские" писатели, среди которых выделяется Юрий Трифонов, не только изобразивший современность, но и по-новому заглянувший в прошлое.