Акты – источники права Европейского Союза

Основная классификация актов ЕС. Источники первичного права. Документы (акты), являющиеся источниками права ЕС, подразделяются на источники (1) первичного и (2) вторичного права ЕС, или просто на акты первичные и вторичные. Первичными актами ЕС являются, как уже говорилось выше: (а) неоднократно цитированные два договора-основателя ЕС, т.е. Договор о Европейском Союзе, подписанный в Маастрихте в 1992 г. (ДЕС) и Договор о функционировании Европейского Союза, подписанный в Риме в 1957 г. (ДФС)[1]; (b) Хартия основных прав и свобод, гарантируемых Европейским Союзом, от 7 декабря 2000 г.[2] и (с) выделяемые не всеми и не всегда договоры о присоединении отдельных стран к ЕС (об их вхождении в ЕС)[3]. Соответственно, актами вторичными (или производными) называются все иные акты ЕС, т.е. издаваемые органами (институтами) ЕС в ходе и в целях реализации своей компетенции. Такое разделение документов ЕС, равно как и состав первичных документов, прямо нигде не закреплены, но они выводятся из противопоставления норм абз. 3 ст. 1, п. 1 ст. 4, ст. 5, п. 1 ст. 6 ДЕС и п. 2 ст. 1, ст. 2 ДФС, с одной стороны (о первичных актах), нормам ст. 288–292 ДФС – с другой (о вторичных актах). Утверждения как о существовании описанной классификации, так и о составе выделенных в ее рамках первичных документов являются, можно сказать, общепризнанными и в литературе, по крайней мере – в нашей, отечественной[4].

Значение разделения актов ЕС на первичные и вторичные (производные) очевидно из самих наименований членов этого разделения: первичные акты обладают высшей юридической силой, а акты вторичные (производные) – силой более низкой (подчиненной, второстепенной). Подобно тому, как конституция всякого государства должна соответствовать его международным обязательствам, национальные законы известного государства – его конституции, а акты органов исполнительной власти – этим законам, точно так же и нормы, содержащиеся в актах вторичного права ЕС, должны соответствовать нормам, содержащимся в актах первичного права. Нормы, нарушающие этот принцип, как минимум, не должны подлежать применению и должны быть отменены (или соответствующим образом изменены) немедленно, как только к этому представится разумная возможность. И хотя в самих актах ЕС, опять-таки, этого "нигде не записано", подобное превосходство норм первичных актов над нормами актов вторичных может быть установлено "...путем анализа различных правовых механизмов, предусмотренных в учредительных договорах (судебный контроль за выполнением норм учредительных актов, правила заключения ЕС международных соглашений, механизм пересмотра учредительных договоров и др.)"[5].

По всей видимости, следует признать правильным также мнение о том, что "...поскольку судебная практика (прецедентное право) создается Судом ЕС в процессе официального толкования других источников права ЕС, положения этой судебной практики (прецедентного права) имеют такую же юридическую силу, как и положения источников первичного или вторичного права, из которых они выведены. Таким образом, принципы и нормы, выведенные Судом ЕС из учредительных документов (например, принцип верховенства права ЕС [над национальным правом государств-членов]), приравниваются к нормам первичного права и могут быть изменены только путем пересмотра учредительных документов или корректировки Судом ЕС своей судебной практики"[6]. Это – еще один, практически весьма значимый аспект основного разделения источников права Европейского Союза.