Актуальные вопросы специальной педагогики

Одним из фундаментальных в специальной педагогике является вопрос, касающийся различий нормы и аномалий в развитии человека. Данное различие может носить как качественный, так и количественный характер, причем традиционно рассматривалась преимущественно качественная сторона, что было связано с насущной потребностью изучения детей с тяжелыми нарушениями развития. В то же время возросло количество учащихся с легкими нарушениями, затрудняющими общение, что способствовало активизации исследования количественных изменений в развитии. В связи с этим необходимо разработать диагностические комплексы, позволяющие обнаруживать уровни проявления биологического, психического и социального развития ребенка, из которых складываются нормы индивидуального поведения и развития. Таким образом, будет осуществлен переход от диагностики отбора к диагностике индивидуального развития, которая определит оптимальные условия компенсации и возможностей развития ребенка через создание различных обучающих и развивающих программ.

Важное значение для специальной педагогики имеет проблема речевой деятельности, так как любые отклонения, нарушения в развитии ребенка непосредственно сказываются на успешности взаимодействия с окружающей средой, на формировании речи, а значит и на социализации. В связи с этим основополагающую роль играет психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития, позволяющий разграничить речевую патологию и отступления от норм речевого поведения, что дает возможность не только обогатить понятийную базу специальной педагогики, но и определить новые, научно обоснованные подходы к классификации нарушений, в том числе и речевых, определить направления педагогического воздействия специального педагога с учетом структуры дефекта у ребенка.

В становлении специального образования большую роль играют интеграционные процессы, которые выражаются в многообразных формах совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. Проблемы интеграции заключаются в первую очередь в несоответствии желаний некоторых родителей детей с особыми образовательными потребностями и интересами других учащихся и их родителей. При этом проблема нс исчерпывается только включением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в классы общеобразовательной школы, но и затрагивает ОГЛАВЛЕНИЕ, методы и формы обучения данной категории детей. Необходима творческая и научно обоснованная разработка содержания и методов обучения и воспитания детей с недостатками в развитии в условиях интеграционного обучения.

Профессиональная деятельность и личность педагога в специальном образовании

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, так как включает в себя разнообразные функции: от социально-педагогических до реабилитационной, консультативно-диагностических, психотерапевтических, коррекционной, определяемых одной целью – адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни с помощью методов и средств специального образования.

Квалифицированную педагогическую помощь может оказать только специально подготовленный педагог-дефектолог, поскольку для успешной деятельности в системе специального образования далеко недостаточно традиционной педагогической подготовки. Современная система специального образования содержит набор следующих соответствующих педагогических специальностей:

– тифлопедагогика – с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог):

– сурдопедагогика – с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

– олигофренопедагогика – с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития, от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

– логопедия – с получением квалификации логопеда;

– специальная дошкольная педагогика – с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности "Специальная психология".

В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школа- интернат) специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.

Система подготовки специальных педагогов позволяет работать с разными категориями учащихся, имеющих особые образовательные потребности, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической профориентационной работой со взрослыми.

Умения, которыми должен обладать дефектолог, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдение за ребенком, моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т.д.); учебно- педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т.п.).

Кроме того, работа дефектолога должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (как дефектолог должен строить свои взаимоотношения с лицом, имеющим отклонения, с его родственниками и коллегами по работе).

Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и педагогической нравственности. Соблюдение требований педагогической деонтологии предполагает понимание дефектологом психологии родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживание. Дефектолог должен быть предельно терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родителям так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно механизмов нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжело текущих нервно-психических заболеваний.

Работа дефектолога строится с учетом заключения о ребенке врача-невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Профессиональная деятельность специального педагога предполагается как в условиях класса с учащимися, так и с их родителями, студентами, коллегами, потому что сфера профессиональной компетенции учителя-дефектолога включает профилактическую работу, педагогическую диагностику, консультирование, педагогическое просвещение, социально-педагогическую практику студентов, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательскую работу в области специальной педагогики.

Профессиональная компетенция специалистов-дефектологов позволяет осуществлять образовательную деятельность в специальных образовательных учреждениях, психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медикопедагогических консультациях, на логопедических пунктах, в детских домах для проведения коррекционно-развивающих мероприятий. В связи с организацией инклюзивного образования появилась потребность в привлечении учителей-дефектологов в образовательные учреждения общего назначения для осуществления интеграции и дифференцированного подхода к детям, имеющим особые образовательные потребности.

Учитель-дефектолог должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, но первостепенное значение имеет личность педагога – человека с особым духовным миром, определяющим гуманное отношение к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями здоровья), от которого полностью зависит успех общения участников педагогического процесса.

Личность учителя-дефектолога играет важную роль в учебном взаимодействии. В самосознании личности различают когнитивный или познавательный аспект (знание о себе) и эмоционально-ценностный аспект (отношение к себе). Вместе они составляют так называемый "образ Я" или "Я-концепцию". Важной характеристикой самосознания является рефлексия, т.е. способность человека к анализу собственных психических состояний и свойств, что создает основу для формирования важнейшего умения – ставить себя на место другого человека, представлять себя находящимся в его положении. Личностная рефлексия способствует становлению профессионального мировоззрения специалиста, результатом которого является осмысление процессов, происходящих в социальной и духовной жизни людей с особыми образовательными потребностями и объективное их оценивание.

Оптимизация профессиональной деятельности проявляется в социальной активности педагога-дефектолога в процессе учебного взаимодействия как необходимом условии развития, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшими чертами учителя-дефектолога должны быть доброта, ответственность, оптимизм, терпение, толерантность, эмпатия, уважение и любовь к своим ученикам, профессиональная порядочность и честность.

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога относится к числу профессий, которые сопряжены с риском для здоровья, поэтому будущим специалистам-дефектологам необходимо иметь хорошую физическую форму, физическую выносливость, устойчивое психическое здоровье, нормальные органы зрения, слуха, нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы. В связи с этим существует перечень противопоказаний для тех, кто имеет отклонения в состоянии физического и психического здоровья.

Учитель-дефектолог в силу специфики своей профессиональной деятельности учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт, не ограничиваясь рамками своих должностных обязанностей, связанных с организацией и проведением социальных акций милосердия, благотворительности, социально-правовой защиты детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.