Актуальные вопросы этики

Рассмотрим ряд актуальных этических вопросов. Анализ некоторых из них предписан ОГЛАВЛЕНИЕм стандартов вузовского курса философии.

Смысл человеческого бытия

Часто утверждается, что жизнь человека не имеет смысла постольку, поскольку человек смертное существо. Сторонники такой точки зрения полагают, что смысл есть лишь у вечного существа. Их голословная позиция никак не согласуется с современным знанием, достигшим своей наиболее рафинированной стадии в области научной этики. Все известные нам феномены имеют временной характер. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и смысл жизни человека конституируется в течение некоторой длительности. Смысл жизни - это те ценности, которыми руководствуется человек, совершая определенные поступки. Каковы аксиологические теории - таковы и ценности. Многие матери-одиночки видят смысл своей жизни в том, чтобы, как они выражаются, "поставить своих детей на ноги". Выражение в кавычках представляет собой определенную ценность. Одни люди руководствуются традиционными ценностями (получить высшее образование, приобрести престижную профессию, построить дом и т.д.). Другие изобретают ранее не существовавшие ценности (построить квантовый компьютер, создать универсальный язык). Каждый человек руководствуется не одной, а многими ценностями, но он их определенным образом ранжирует. В этике ценности человека получают свое наиболее осознанное и вместе с тем критическое выражение.

Этика и право

Многие исследователи, недовольные метафизической этикой, обращают свое внимание к праву. Им кажется, что именно оно как раз и представляет собой подлинные, жизненно актуальные каноны. Что допустимо и в этом смысле морально? Все, что разрешается юридическим законом. Рассматриваемая точка зрения неверна. Постараемся обосновать сделанный вывод.

Следует четко различать право и правоведение (юриспруденцию). Право - это совокупность тех правил поведения, которые унаследованы от традиции или же установлены государством. Правоведение - это теория права. Метанаукой по отношению к правоведению выступает философия юриспруденции. В рамках ее функционирует юридическая этика. Таким образом, даже юридическая этика не сводится к праву, тем более не сводится к нему вся этика. Юридическая этика по самому своему статусу имеет критический и обостренный характер. Она постоянно нацелена на совершенствование правоведения, которое неизбежно приводит к трансформации права. Проиллюстрируем сказанное на примере актуализации принципа ответственности.

Согласно этике ответственности каждый человек должен взять на себя ответственность за свои поступки. В современном праве много говорится об ответственности правонарушителей. Значительно менее четко определена ответственность судей, прокуроров, адвокатов. Таким образом, вряд ли есть основания утверждать, что в правовой области уже господствует этический принцип ответственности. Согласно греческой мифологии, богиня правосудия Фемида должна быть беспристрастной, справедливой. Но справедливость не только не исключает этическое творчество, а предполагает его.

Этика и истина

Часто утверждается, что концепт истины неприменим в области этики. Такая позиция называется этическим нонкогнитивизмом. В середине XX столетия он имел значительно больше приверженцев, чем в наши дни. Усиление в области юриспруденции когнитивизма (признание действенности регулятива истины в правоведении) связано с переводом этики на научные рельсы. Положения, например, юридической этики истинны в той же степени, что и положения самой юриспруденции.