Актуальные вопросы борьбы с коррупцией

В 1994 г. был подготовлен законопроект "О борьбе с коррупцией". Но Президент трижды отклонял его, ссылаясь на то, что он не вполне соответствует Конституции РФ. После длительных обсуждений этот закон был принят Федеральным Собранием лишь в конце 1997 г. Но он оказался по своему содержанию предельно выхолощенным. Помимо множества юридических несообразностей и технических огрехов, этот закон содержал в качестве инноваций лишь некоторые дополнительные ограничения на действия должностных лиц.

Совершенно очевидно, что правоохранительная система страны не справляется с задачами борьбы с коррупцией. Подобное обстоятельство объясняется тремя причинами. Во-первых, одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции масштабной коррупции; борьба с коррупцией - не только криминальная, но в основном общесоциальная проблема, о чем уже говорилось ранее. Во-вторых, всплеск коррупции в этот период сопровождался низким качеством работы правоохранительных органов, которые сами в это время разъедались коррупцией, а профессиональный уровень работников как тогда, так и сейчас в своей общей массе не соответствует сложности проблемы. В-третьих, правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой проблемой; ее должны решать совместно государство и общество.

По данным Transparency International, к сожалению, мера коррумпированности в последнее время почти сравнялась с ельцинской: 1996 г. - 2,6; 1997 г. - 2,3; 1998 г. - 2,4; 1999 г. - 2,4; 2000 г. - 2,1; 2001 г. - 2,3; 2002 г. - 2,7; 2003 г. - 2,7; 2004 г. - 2,8; 2005 г. - 2,4; 2006 г. - 2,3; 2007 г. - 2,3; 2008 г. - 1,5; 2009 г. - 1,7; 2010 г. - 1,8; 2011 г.- 1,9.

В 2007 г. были возбуждены уголовные дела в отношении трех парламентариев Государственной Думы, 32 депутатов законодательных собраний субъектов РФ, 51 члена избирательной комиссии, 798 выборных членов органов местного самоуправления, а также 292 следователей, 36 прокуроров, 171 адвокатов, 58 судей.

В армии растет преступность среди офицеров. Здесь к уголовной ответственности в 2008 г. привлечены 244 командира воинских частей, 108 офицеров в звании полковника и 16 генералов. Ущерб государству от их "службы" исчисляется десятками миллионов рублей2. В 2010 г. 539 офицеров были осуждены за коррупцию, а общий ущерб от их деятельности составил 6,5 млрд руб33. В 2011 г. более тысячи чиновников силовых ведомств, в том числе 18 генералов, привлечены к суду по коррупционным статьям за растрату более 3 млрд руби. В 2008 г. осуждены 10 губернаторов и их заместителей, 41 мэров городов и их заместителей, свыше 200 федеральных и региональных чиновников. Убытки от чиновничьего произвола составляли более 1 трлн руб55. В 2011 г. к ответственности привлечены 13 министров органов власти субъектов РФ и их заместителей, 4 действующих заместителя губернаторов, 5 депутатов и 24 высокопоставленных чиновника.

Ущерб, который нанесли стране фигуранты уголовных дел о коррупции в 2009 г., составил примерно триллион рублей. Решение об уголовном преследовании было принято в отношении 842 лиц. Среди них пять руководителей субъектов Федерации, 500 депутатов и выборных глав органов местного самоуправления, 15 депутатов региональных законодательных собраний, 19 судей, 33 прокурора, 86 адвокатов. Кроме того, к уголовной ответственности за коррупцию были также привлечены 25 следователей СКП, 91 следователь органов внутренних дел и следователей органов наркоконтроля. Почти 25 тыс. уличены в преступлениях против государственной власти и местного самоуправления. В основном это служебный подлог - около 9 тыс., получение взятки - 6880, злоупотребления служебными полномочиями - 5226, нецелевое использование бюджетных средств - около 300.

Коррупцию нельзя подавить эпизодическими законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффектна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления. Борьба с коррупцией достигнет успеха, если будет всеохватна и комплексна. Данную работу следует вести постоянно. На это следует направлять все силы власти и общества. Эта задача стала одной из главных в работе Следственного комитета при прокуратуре РФ, созданного 7 сентября 2007 г. и преобразованного в самостоятельный Следственный комитет РФ Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1188. На сегодняшний день здесь трудятся 10 тыс. только следственных работников и криминалистов.

Антикоррупционная программа, прежде всего, должна реализоваться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Каковы основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции:

Согласно Федеральному закону "О противодействии коррупции", этому будет содействовать проведение единой государственной политики. Для этого необходимо создать механизм взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.

Необходимо введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области. С этой целью целесообразно принятие унифицированных прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности РФ.

Мерой по противодействию коррупции будет и обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Этому также будет способствовать обеспечение независимости средств массовой информации.

Большое внимание в противодействии коррупции уделено судьям, их должностному статусу и материальному обеспечению, также неукоснительному соблюдению принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Уточнены требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, депутатов и членов Федерального Собрания, депутатов законодательных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, председателя Счетной палаты РФ, его заместителей и аудиторов, служащих Центрального банка РФ. В законе также сформулированы требования по повышению уровня оплаты и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих. С этой целью намечено в предстоящие годы провести увеличение заработков данной категории лиц.

Опыт западноевропейских стран и США показывает, что наиболее действенным противоядием против коррупции, организованной преступности и мафии выступает ассоциативное лоббирование, когда профсоюзы объединяются в ассоциации и межотраслевые союзы. Именно они способны решать многие практические вопросы внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.

В России с этой целью была организована Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ). В ее составе 173 территориальные палаты, которые объединяют более 400 предпринимательских союзов, организаций, ассоциаций, гильдий, а также 42 тыс. ведущих предприятий и коммерческих структур из практически всех отраслей экономики. Данная структура вполне сможет играть роль центра координации всех промышленных союзов и ассоциаций. Планомерная совместная работа ТПП РФ с органами государственной власти будет способствовать вытеснению олигархов и началу работы в интересах всей национальной промышленности.

Помимо всего, следует заняться серьезным анализом нормативной базы. Результатом должны стать новые предложения в области законотворчества, которые позволят вести борьбу с экономическими преступлениями с максимальной эффективностью. Нам также необходимо выработать принципиально новый регламент информирования о противоправных сделках.

Требует решения и проблема регистрации юридических лиц. Не секрет, что все так называемые "серые схемы" peaлизуются через фирмы-однодневки. Однако, Федеральная налоговая служба, которая занимается регистрацией юридических лиц, лишена возможности противостоять этому на этапе регистрации. Задача, естественно, состоит в том, чтобы выработать механизмы такого противодействия.

Выводы

o Формирующаяся в России рыночная экономика никак не может обрести стабильность, а существующие демократические институты под разными предлогами разрушаются. В этих условиях продолжает сохраняться экономическое и политическое неравенство населения, по-прежнему в обществе доминирует бедность, не ослабевает социальная напряженность. Хищения государственных средств и коррупция приобрели в "ельцинское десятилетие" (90-е гг. XX в.) небывалые масштабы. В результате стране и обществу нанесен невосполнимый ущерб.

o Коррупция - это преступная деятельность в органах государственной и гражданской власти, выражающаяся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения. При этом должностное лицо, как правило, вовлекает в свою противоправную деятельность и других работников. Коррупция носит по большей части коллективный характер.

o На подкуп должностных лиц криминалитет тратит почти половину похищенных средств, а на оплату "услуг" чиновников и политических руководителей у предпринимателей и коммерсантов идет от 20 до 70% прибыли.

o Коррупция имеет три разновидности: верхушечная, низовая и вертикальная. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую стоимостную цену. Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, выдача справок и пр.). Третья выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

o Серьезными и нередко социально наказуемыми являются "административные барьеры", представляющие собой одну из наиболее "эффективных" возможностей извлечения чиновниками и политическим руководителями "статусной ренты", которую дает их правовое положение в системе государственного управления. Обычно выделяют семь основных барьеров на пути бизнеса: 1) регистрация предприятия; 2) лицензирование деятельности; 3) согласование проектной документации; 4) сертификация; 5) идентификация и маркирование; 6) регистрация товарных знаков и доменных имен; 7) деятельность различных инспекций и надзорных органов.

o В коррупции, обычно, различают три уровня. Первый позволяет при помощи взяток вовлечь политического руководителя или гражданского служащего в противозаконные действия. Второй дает преступным группировкам возможность через коррумпированных политиков и чиновников полностью или частично подчинить себе государственную организацию или учреждение посредством создания разных коммерческих структур. Третий открывает криминалитету доступ к государственным средствам через незаконные кредиты и субсидии, занижение реальной стоимости государственной собственности во время приватизации, присвоение валютной выручки от реализации за рубежом сырьевых ресурсов страны.

o Организованная преступность и мафия - это два социально схожих, но качественно различных явления. Организованная преступность - это устойчивое преступное сообщество с руководством и организационной структурой, имеющее целью личную наживу. В равной мере мафия тоже преступная организация, но она в той или иной мере сливается с государством, пользуется содействием политиков и чиновников, но также имеет целью личную наживу.