Лекция 8. АКЦЕНТУАЦИИ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

После изучения данной главы студент должен:

знать психологическое значение понятий "акцептуация" и "акцентуированная личность";

уметь определять акцентуированную личность и возможный тип акцентуации;

владеть некоторыми навыками взаимодействия с акцентуированными личностями.

Акцентуации

Понятие акцентуированной личности ввел в науку немецкий психиатр Карл Леонгард. Акцентуация – это особенности поведения человека, которые отличают его от остальных людей. Многие психологи рассматривают акцентуации как пограничные состояния между психиатрической нормой и патологией. В соответствии с концепцией Леонгарда, можно выделить несколько типов акцентуированных личностей, которые проявляют специфические формы мышления, поведения и общения. Немецкий ученый выпустил монографию, в которой не только изложил основы своей теории, но и продемонстрировал это на характеристическом анализе героев произведений известных писателей – Л. II. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, У. Шекспира, М. де Сервантеса, О. де Бальзака, И. В. Гете, Стендаля и др.

К. Леонгард описал 12 типов личностных акцентуаций с присущими им чертами:

1) гипертимный – оптимизм, активность, стремление пережить яркие ощущения, уверенность в удачном исходе предпринятого дела;

2) дистимический – пессимизм, некоторая пассивность, подчеркнутое соблюдение этических норм, опасения, ожидание неудач;

3) аффективно-лабильный – повышенное стремление компенсировать ориентацию на различные эталоны поведения;

4) аффективно-экзальтированный – яркое стремление переживать и демонстрировать свои эмоции;

5) тревожный – покорность, робость, застенчивость;

6) эмотивный – сострадание, мягкосердечность;

7) демонстративный – тщеславие, лживость и лесть, ориентация на собственное "Я";

8) педантичный – чрезмерная совестливость, повышенное внимание к собственному здоровью, нерешительность, страх не соответствовать социальным стереотипам;

9) застревающий – обидчивость, тщеславие, подозрительность, смена настроения;

10) возбудимый – раздражительность, вспыльчивость;

11) экстравертированный – ориентация на внешние объективные факторы, влияющие на человека;

12) интровертированный – ориентация на субъективные факторы, на собственное "Я", игнорирование внешних влияний.

По мнению Леонгарда, выделенные им типы акцентуаций по своему происхождению имеют различную локализацию: первые шесть типов относятся к темпераменту, следующие четыре – к характеру как результату социализации, последние два – собственно к личности.

Андрей Евгеньевич Личко, предложивший свою психологическую типологию людей с акцентуациями, в отличие от Леонгарда настаивал на том, что термин "акцентуация" следует применять исключительно к понятию "характер". А. Е. Личко выделил 11 типов акцентуаций характера, которые первоначально обнаружил у подростков. В соответствии с его моделью, акцентуация также не является явной патологией, хотя при возникновении психиатрического заболевания его тип (нозология) чаще всего будет соответствовать предшествующему типу акцентуации. В частности, циклоиды скорее всего будут страдать маниакально-депрессивным психозом, у шизоида чаще обнаружат шизофрению, а истероиды получат истерию.

А. Е. Личко описал следующие типы акцентуаций характера.

Гипертимный (сверхактивный) тип: повышенное настроение, трудно сдерживаемая активность, стремление к постоянному общению, тенденция не доводить начатое дело до завершения, склонность к риску и смене рода деятельности и увлечений.

Циклоидный тип: наличие двух относительно длительных фаз состояния психики – гипертимности и субдепрессии, т.е. чередование повышенного настроения и подавленности. Увлечения и интересы имеют неустойчивый характер. В гипертимной фазе такие личности крайне похожи на гипертим- ных, но в отличие от первых периодически переживают состояние депрессии.

Лабильный тип: быстрая смена настроения. Люди с лабильной акцентуацией склонны к чувственным переживаниям, чутки к знакам внимания, сильно переживают утрату или разлуку с близкими; общительны, добродушны, отзывчивы, не стремятся лидировать.

Астено-невротический тип: раздражительность и повышенная утомляемость, особенно в ситуации соревнования; склонность к ипохондрии. Такие люди часто проявляют гнев по абсолютно ничтожному поводу, склонны к эмоциональным срывам; аккуратны, дисциплинированы.

Сенситивный (сензитивный) тип: впечатлительность, комплексы неполноценности, застенчивость, чувствительность к социальному признанию или непризнанию. Такие люди с трудом переживают неудачи и критику, часто проявляют доброту и взаимопомощь.

Психастенический тип: рефлексирующие личности, склонные к самоанализу, часто испытывают трудности в выборе и принятии решений, стараются избегать ответственности, подчеркнуто аккуратны и рассудительны, самокритичны, надежные партнеры, демонстрируют ровное настроение без резких перемен.

Шизоидный тип: замкнутость, необщительность, недостаток интуиции и отсутствие эмпатии, немногословность. Интересы и увлечения у таких людей стабильны и постоянны; их внутренний мир закрыт от окружающих и наполнен субъективными фантазиями.

Эпилептоидный тип: авторитарность, напряженность, возбудимость, тоскливая озлобленность с периодическими эмоциональными взрывами, поиск объектов для снятия агрессии и злости, мелочная аккуратность, скрупулезность, педантизм, непринятие неподчинения. Такие люди не переносят материальных потерь, внимательны к своему здоровью, пунктуальны, ревнивы, склонны к употреблению алкоголя, что сопровождаетея вспышками агрессии и гнева.

Истероидный тип: эгоцентризм, стремление привлекать и быть в центре внимания, ущемленное чувство собственного достоинства, боязнь разоблачения. Такие люди опасаются стать предметом насмешек, нередко они склонны к демонстративному суициду. Их отличают упорство, инициативность, активность, коммуникативность, выбор наиболее популярных у окружающих увлечений и быстрая их смена.

Неустойчивый тип: лень, нежелание систематически учиться или трудиться, тенденция к развлечениям, безделью или к праздному времяпрепровождению, избегание контроля со стороны окружающих, общительность, услужливость, повышенная разговорчивость, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков.

Конформный тип: стереотипность мышления и поведения, дисциплинированность, дружелюбность, отсутствие склонности к конфликтам; вредные привычки определяются отношением окружающих или людей, обладающих авторитетом.

В настоящее время одни психологи отрицают концепцию акцентуированных личностей и стараются не использовать термин "акцентуация" (личности, характера и пр.). Другие, наоборот, описывают новые акцентуации, т.е. характеристики личности, находящиеся на грани нормы и патологии, либо те, которые трудно однозначно отнести к абсолютной норме или патологии. В частности, по мнению ряда клинических психологов, сегодня одной из наиболее распространенных является так называемая нарциссическая акцентуация. При полной сохранности всех психических процессов и даже при наличии некоторых незаурядных способностей человек, страдающий нарциссизмом, часто попадает в ситуации дезадаптации, особенно при необходимости общаться с другими людьми.

Пример * 3

Нарциссизм – это особенность личности, проявляющаяся в явной самовлюбленности. Термин указывает на излишнее тщеславие человека, самомнение, эгоизм, убежденность в своей исключительности, безразличие к другим людям и их проблемам.

З. Фрейд, который ввел этот термин в психологию, полагал, что в определенной степени нарциссизм от рождения свойствен каждому человеку. Люди с нарциссической акцентуацией склонны преувеличивать свои таланты и достижения, они с презрением относятся к окружающим, не любят тех, кто не признает их "выдающихся заслуг". Они не прислушиваются к чужому мнению, принимают решения исключительно самостоятельно, а в своих неудачах всегда обвиняют окружающих, имеют дело только с теми, кто ими восхищается и не перечит им. Они считают, что обладают особыми способностями или даже сверхспособностями, например, могут влиять на других людей с помощью гипноза и пр. Избавить людей от этого качества для любого психолога – необычайно сложная задача. Некоторые клинические психологи даже утверждают, что "легче лечить десять шизофреников, чем одного нарцисса". У людей с такой акцентуацией характера отсутствует эмпатия, они часто оказываются авторитарными руководителями, домашними тиранами или вообще не заводят семьи и детей.

При изучении нарциссизма иногда выделяют людей с так называемой нарцисси- ческой травмой, которая с детства формируется у человека с повышенной чувствительностью к стыду. Это люди, отличающиеся от "настоящих нарциссов" тем, что сохраняют определенный уровень рефлексии и имеют возможность осознавать собственные неудачи, зависть и стыд. Их поведение – результат компенсации комплексов собственной неполноценности.

Таким образом, из приведенных выше примеров видно, что существует довольно много типологий и классификаций, позволяющих распределить людей на группы в соответствии с их психологическими особенностями и описать каждую конкретную личность на качественном уровне в виде устойчивой совокупности неких характеристик. Однако следует отмстить, что большинство типологий, известных науке о психической жизни человека, определенным образом пересекается. Иногда конкретный человек проявляет свойства, которые относятся авторами к разным типам. Во многом это обусловлено фундаментальными взглядами автора типологии на природу человека, методами исследования и задачами, которые ставит перед собой психолог. Разумеется, научное сообщество и практические психологи, относящиеся к разным научным школам, пользуются теми типологиями, которые считают наиболее точными или удобными. В то же время многообразие психологических проявлений конкретных людей не позволяет остановиться на какой-то одной типологии, к тому же пригодной как для науки, так и для практики. Этот факт еще раз подчеркивает сложность и разнообразие характеристик объекта, который изучает психология, – человеческой психики и ее проявлений в поведении и деятельности людей.

Пример

С практической точки зрения применение типологий полезно тем, что позволяет отнести конкретного человека к определенной категории и, определив его тип, узнать о нем намного больше за сравнительно короткое время. Однако типологии часто оказываются бесполезными для экономической деятельности, например для маркетинга и рекламы. Ведь мы никогда не знаем, как определенные типы людей распределены во всей популяции (генеральной совокупности), а следовательно, не можем сегментировать рынки с учетом индивидуальных психологических характеристик потенциальных покупателей и, например, эффективно реализовать стратегию удовлетворения потребностей (продажи товаров и услуг, а также их рекламу) в соответствии с этими характеристиками.

Очевидно, что, если бы, например, маркетологи знали, сколько в городе, в стране или даже на планете встречается экстравертов и интровертов, меланхоликов и флегматиков и пр., то это можно было бы использовать для реализации эффективных маркетинговых технологий. Однако такое распределение психологических характеристик в реальности точно установить невозможно. Это значит, что психографический принцип сегментирования рынков, на который так рассчитывал один из представителей экономической психологии и "отцов" маркетинга Филипп Котлер, на практике оказывается недостаточно эффективным. Поэтому маркетологи создают свои собственные эмпирические типологии, не выдвигая задачи их фундаментального научного обоснования, и такие типологии работают.