Лекция IV. Активные методы в работе специалиста по социальной психологии развития

В этой, заключительной, части учебника представлены материалы, имеющие непосредственное отношение к той исследовательской и практической деятельности, которую проводит специалист в области социальной психологии развития, работая с разными контингентами – детьми, подростками, взрослыми.

Вначале рассмотрены конкретные диагностические и исследовательские методы и методические приемы такой работы с акцентом на социально-психологические методики. Безусловно, этими методиками не ограничивается методический арсенал специалиста по социальной психологии развития. Как это отмечалось в первой части данного учебника, в определенной аранжировке им могут быть использованы практически любые психологические методы изучения как отдельного человека, так и тех или иных групп и сообществ. И такие методы сегодня достаточно широко представлены в различных научных и учебно-методических публикациях. Выбор инструментария, представленного здесь, обусловлен в первую очередь тем, что он в наибольшей степени отражает тот, заложенный А. В. Петровским, подход к исследованиям в области социальной психологии развития, который разрабатывается авторским коллективом учебника.

Отдельно представлены методы математической обработки данных, которые в наибольшей степени релевантны задачам изучения динамики изменения развивающегося социального объекта (человека, группы, общности).

Специальные разделы посвящены рассмотрению возможностей развивающей – воспитательной и коррекционной – работы, которую может, базируясь на заявленном теоретическом подходе и используя результаты соответствующих эмпирических исследований, осуществлять социальный психолог, работая с конкретными группами детей, подростков и взрослых.

Лекция 14. Диагностико-экспериментальный комплекс изучения отношений межличностной значимости

В результате изучения главы студент должен:

знать

• основные принципы проведения социально-психологического исследования разных аспектов отношений межличностной значимости у подростков и юношей;

уметь

• подбирать методы и методики для исследования отношений межличностной значимости у подростков и юношей разных возрастов;

• подбирать методы и методики изучения уровня развития ученических групп;

• анализировать полученные в ходе социально-психологической диагностики данные;

владеть

• навыками построения схемы социально-психологического обследования подростка (юноши, молодого человека) или группы подростков, юношей, молодых людей;

• техникой проведения методик, представленных в главе;

• способами математической обработки полученных данных;

• способами качественного и количественного анализа эмпирических данных, получаемых с помощью описанных в главе методик.

Проблематика отношений межличностной значимости – одна из самых разработанных в социально-психологической науке. В то же время полученные разными исследователями эмпирические результаты нередко оказываются именно в этой области совершенно несопоставимыми и, прежде всего, в связи с тем, что тот методический инструментарий, который использовался в одном случае, не просто формально несхож с тем, который применялся в другом, а достаточно часто направлен на изучение совершенно иного как в теоретическом, так и в прикладном плане аспекта отношений межличностной значимости. Именно поэтому в рамках данного учебного пособия мы предлагаем один из вариантов "сбитой" воедино батареи социально-психологических методик, использование которых в комплексе позволило бы, с одной стороны, выстроить социально-психологический портрет конкретной группы, а с другой – обозначить реальный "расклад" отношений межличностной значимости в ней, знание которого предоставляют возможность психологу не только констатировать положение дел, но и осуществлять реальное корректирующее воздействие и на социально-психологический климат в сообществе, и на "тональность" контактов, и на характер взаимодействия членов данной конкретной группы.