Аксиома 1. Духовное и физическое развитие человека органически взаимосвязаны и представляют собой единый процесс

"Кроме того, посылают мальчиков к учителю гимнастики, чтобы крепость тела содействовала правильному мышлению и не приходилось бы из-за телесных недостатков робеть на войне и в прочих делах"[1].

"...Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых древнейших времен. Для тела – это гимнастическое воспитание, а для души – мусическое"[2].

"...Занимающиеся только гимнастикой становятся грубее, чем следует, а занимающиеся одним только мусическим искусством – настолько мягкими, что это их не украшает. <...> Стало быть, кто наилучшим образом чередует гимнастические упражнения с мусическим искусством и в надлежащей мере преподносит их душе, того мы вправе были бы считать достигшим совершенства. <...> Речь зашла о женщинах, и мы решили, что их природные задатки следует развивать примерно так же, как и природные задатки мужчин, и что они должны делать все мужское занятия как на войне, так и в прочем житейском обиходе"[3].

"...Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих инстинктах..."[4]

Аксиома 2. Обучение и полученные знания – основная причина развития человека

"В этом главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает. Ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека <...> Кто в этой области воспитан, как должно, тот очень остро воспримет разные упущения, неотделанность или природные недостатки. Его раздражение или, наоборот, удовольствие будут правильными, он будет хватить то, что прекрасно, и, приняв его в свою собственную душу, будет питаться им и сам станет безупречным, а безобразное (постыдное) он правильно осудит и возненавидит с юных лет, раньше чем сумеет воспринять разумную речь; когда же придет пора такой речи, он полюбит ее, сознавая, что она ему свойственна по воспитанию. <...> Значит, не во впечатленьях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же – нет"[5].

"Кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным"[6].

"Иметь мнение – значит рассуждать, а мнения – это словесное выражение, но без участия глагола и обращенное не к кому-то другому, а к самому себе, молча"[7].

"Научное знание – такое знание, которое приводит к пониманию основ (причин) необходимости существования данной вещи. <...> Развитие знания о предмете приводит к возникновению понятия о предмете: понятие предмета раскрывает его существенные черты"[8].

"Всякое размышление есть определение или доказательство. Именно доказательство и отправляется от известного начала и находит некое завершение в виде вывода или заключения"[9].

"Этические добродетели достигаются путем воспитания"[10].

"Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество" (Сократ).