Аксиология социальной работы

Ведущие задачи аксиологии социальной работы: 1) выявить, как укоренена социальная работа в мире социальных ценностей (применительно к социальной работе как институту и деятельности); 2) выявить аксиологические, ценностные аспекты научно-исследовательской деятельности (применительно к теории социальной работы). Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

Аксиологические аспекты социальной работы могут быть представлены в четырех аспектах.

Первый аспект касается исследования процесса развития тех ценностей, становление которых в конечном итоге вызвало формирование и развитие самой социальной работы как специфического вида человеческой деятельности. Этот аспект может быть кратко обозначен как ценности для социальной работы.

Второй аспект связан с рассмотрением места социальной работы в системе социетальных ценностей. В общем смысле это место оказывается непостоянным и определяется как степенью развития и спецификой самой социальной работы, так и особенностями того типа общества, культурным феноменом которого является данная система социальной работы. Данный аспект назовем социальная работа как ценность.

Третий аспект касается исследования системы социальных ценностей внутри социальной работы, рассматриваемой как специфический вид профессиональной деятельности. Подчеркнем, что именно этот – третий – аспект аксиологии социальной работы разрабатывается ныне наиболее активно. Обозначим его как ценности в социальной работе.

Четвертый аспект касается ценностных факторов становления и развития теории социальной работы. Обобщенно суть этого аспекта связана с тем или иным ответом на вопрос: "Может ли теория социальной работы быть свободной от ценностей?" Его можно обозначить как ценности теории социальной работы и ценности в теории социальной работы.

Рассмотрим некоторые из этих аспектов.

Ценности для социальной работы. Данный аспект исходит из сложности, многообразия и дифференцированности мира ценностей. По значимости для человека и человечества ценности можно подразделить на высшие и низшие.

Высшие (иногда называемые абсолютными, что не вполне справедливо, поскольку их генезис связан с возникновением и развитием человека) ценности являются ценностями не потому, что служат для чего-либо иного, а напротив, все иное приобретает значимость лишь в контексте высших ценностей. Эти ценности непреходящи, значимы практически на всех этапах развития человечества (по крайней мере, цивилизованного). Как правило, к высшим относятся следующие ценности:

– общечеловеческие (мир, человечество);

– социальные (справедливость, свобода, права человека);

– ценности общения (дружба, любовь, доверие);

– культурные (мировоззренческие, этнические);

– деятельностные (творчество, истина, добро, прекрасное);

– ценности поддержания биологического сохранения человечества; иногда говорят – жизненные, или витальные, ценности; употребляют также термин "смысложизненные ценности", однако в этом случае речь идет не просто о биологическом существовании человека и человечества, но и о его социальной наполненности (жизнь, здоровье, дети);

– личностные качества (честность, патриотизм, верность, доброта) и др.

Низшие (относительные) ценности являются средством для достижения каких-либо более высоких целей, они больше подвержены влиянию обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны, время их существования более ограничено, чем у высших ценностей. Существуют и иные критерии дифференциации ценностей.

Подчеркнем, что базовыми ценностями социальной работы являются именно высшие ценности. Аксиологические аспекты общественных учений и идеалов в конечном итоге образовали ценностные ориентации профессиональной социальной работы.

Общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных, социальная справедливость, благополучие людей – ценности, которые постепенно стали важнейшими доминантами философского осмысления процесса социализации человека. Подчеркнем, что системообразующей в этой совокупности ценностей выступает идея "блага". Именно с анализа развития понятий "благо" и "благотворительность" в этике и философии начинают рассмотрение истории ценностных оснований социальной работы, в частности, К. В. Кузьмин и Б. А. Сутырин.

Действительно, становление философского знания и его аксиологической проблематики первоначально было связано с выяснением вопроса: "Что есть благо для человека и каковы формы его существования?"

В эпоху Античности Демокрит полагал, что благо и цель жизни – счастье в формах гармонии (симметрии во всем); атараксии (безмятежности), этамбии (неустрашимости) и др. Сократ высшим благом считал мудрость как единство знания, выбора добра и практической реализации добродетели. Эпикур думал, что высшее и первое благо – удовольствие как отсутствие страданий.

В эпоху Средневековья высшим благом считалось добро, понимаемое как то, чего все желают. Так, у Фомы Аквинского добро совпадает с Богом.

В Новое время благо уже делится на общественное и личное. Ф. Бэкон считал, что общественное благо всегда должно преобладать над личным. Высшим проявлением общественного блага, по Ф. Бэкону, является долг как обязанность и обязательства человека по отношению к другим людям.

Б. Спиноза отождествлял благо с разумом и свободой, понимая под свободой подчинение страстей разуму. В качестве важнейшей ценности Б. Спиноза также рассматривал жизнь, ставил ее на порядок выше смерти.

И. Кант в центр своей философии поставил человека. Историки философии полагают, что И. Кантом заканчивается традиция и период рассмотрения ценности как блага и с него же начинается этап понимания ценности как значимого для человека. В основе аксиологии философа лежит категория долга, поскольку, по И. Канту, именно чувство долга обеспечивает путь к благу, которое имеет смысл только в человеческом измерении. На этом основании И. Кант и формулирует свой нравственный императив (безусловное категорическое поведение): к человеку нужно относиться только как к цели, но никогдакак к средству. Из категорического императива следовал важнейший вывод: высшей ценностью является сам человек. Так была сформулирована верховная ценность в той иерархии ценностей, которая составляет ныне аксиологическое основание социальной работы. Подчинение человека требованиям категорического императива позволяет ему обрести еще одну ценность – свободу.

Представление о ценностях в известной мере различалось в разных цивилизациях (что определяет и различие цивилизационных типов социальной работы). Так, восточная цивилизация ориентируется на коллективизм, традиционализм, адаптацию к среде, а ее базовыми ценностями являются уравнительность, гуманизм, справедливость, культ общины, почитание родителей и старших, авторитаризм.

Западная цивилизация ориентируется на индивидуализм, на интересы личности, на адаптирование среды к интересам индивида. В связи с этим ключевыми ценностями западной цивилизации являются свобода, лидерство, индивидуальность, равноправие и др.

В евразийской цивилизации своеобразно сочетаются ценностные ориентации Востока и Запада. Для системы ценностей русского народа как одного из основных представителей евразийства характерны коллективизм, корнями уходящий в общину; патриотизм, выработанный многовековой борьбой за независимость; взаимопомощь, открытость, доверчивость, терпимость, духовность, анархичность и даже, по словам Н. А. Бердяева, женственность. Евразийские ценности ориентируют человека не на адаптацию к среде и не на нигилистический к ней подход, а на уважительно-критическое отношение к прошлому, настоящему и будущему, к отдельному человеку и коллективу, ко всем ценностям своего народа. Эту аксиологическую специфику евразийства, как представляется, необходимо учитывать российским социальным работникам.

Таким образом, один ценностный ряд аксиологических оснований социальной работы формируется через последовательное историческое развитие идеи "блага". Другой аксиологический ряд может быть рассмотрен как результат развития идеи "помощи ближнему", "альтруизма", "любви к ближнему".

Так, в западной аксиологии ценность альтруизма рассматривается в логике идей индивидуализма, где чувства, мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. К. Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: "Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это – ядро христианства (“возлюби ближнего своего”, – сказано в Священном Писании, а не “возлюби род свой”), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс".

Идея "помощи ближнему" в российском менталитете тесно связана с идеей соборности. Альтруизм восходит к общинному коллективизму, к этической, нравственной идее народности как идее истинности и справедливости. Выдающийся российский философ Алексей Федорович Лосев (1893–1988) так раскрывает идею соборности: "Тут мало сказать, что русские имеют в виду общественность, социальность, человечность и общечеловечность. Общественности сколько угодно в Англии и Америке, и социальными идеями полна вся французская литература. Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все".

Таким образом, ко времени становления социальной работы как признанного обществом и государством социального института в общественном сознании сформировалось широкое и разветвленное представление о природе, сущности и структуре ценностей. При этом сложилось представление о такой системе ценностей, для воспроизводства которых стал необходим институт социальной работы.