Аксиологический уровень хозяйственной культуры

Хозяйственная культура связана с целостной системой ценностей общества и может быть понята только в контексте этой связи. Прежде всего она определяется самыми общими, фундаментальными представлениями о структуре и смысле мироздания, месте в нем человека, мере и направлениях его активности, смысле его существования. Действующий субъект социальной жизни, в том числе и хозяйственной, в долгосрочном, историческом масштабе ориентируется не просто на удовлетворение интересов, и не на отдельные захватывающие его идеи, а на целостные картины мира, которые наделяют окружающее смыслом и задают человеку систему координат, в которой он и определяет свою жизнедеятельность. Проецируясь на хозяйственную деятельность, такие общие упорядоченные культурные системы – картины мира – и формируют ценности хозяйственной культуры.

На аксиологическом уровне хозяйственной культуры можно выделить ценности двух типов:

1) ценности и нормы, образующиеся в результате "проекции" на сферу хозяйства универсальных ценностей: "индивидуализм" – "хозяйственный индивидуализм", "состязательность" – "экономическая конкуренция" и т.п.;

2) собственные базовые ценности и нормы, присущие лишь хозяйственной культуре – труд, собственность, предприимчивость и т.д.

Примером ценностей первого типа является, например, "экономическая свобода" как проекция ценности индивидуальной свободы на хозяйственную, в первую очередь предпринимательскую и трудовую, деятельность. Экономическая свобода является одной из базовых ценностей либеральной идеологии. "Социально-экономическая справедливость" – проекция ценности справедливости на социально-экономические отношения, она отражает сложность и многообразие интерпретаций ценности справедливости в различных обществах. Социологические опросы свидетельствуют о том, что среди современных россиян преобладают представления о справедливости, основанные на равенстве возможностей, а не равенстве доходов, при этом различные проявления неравенства признаются справедливыми, если они основываются на бо́льшей эффективности работы (с этим согласны 79% опрошенных россиян), равных стартовых возможностях (70%) и лучшем образовательном уровне (59%).

Ценности второго типа вырабатываются в процессе развития каждой конкретной хозяйственной системы и по содержанию представляют собой представления о должных, "правильных" хозяйственных действиях, отношениях и процессах.

Труд является одной из фундаментальных ценностей хозяйственной культуры, через которую выражается отношение человека и общества к целенаправленной предметно-преобразующей деятельности. На протяжении всей человеческой истории труд является не только экономической или социальной категорией, но и имеет аксиологическую, символическую, нравственную значимость: он может рассматриваться как достоинство или унижение человека (рабский, подневольный труд); как средство совершенствования личности (аскетическое трудничество православных монахов) или наказание, проклятие; как способ самовыражения, самореализации личности (мирская аскеза протестанта) или сфера отчужденного бытия, в которой работник лишается своей истинной человеческой сути; как служение Богу или Божье проклятие, и т.д. Таким образом, культурная ценность труда является противоречивой и неоднозначной. То, какая из сторон перечисленных оппозиций реализуется в конкретной культуре, зависит от многих социальных, идеологических и исторических обстоятельств.

Следует отметить, что свободный производительный труд как основа личного и общественного благосостояния в подавляющем большинстве обществ, превзошедших родоплеменной уровень развития, пользовался уважением и имел достаточно высокий культурный статус. Лишь в обществах с доминированием языческого мировоззрения и рабовладельческой формы социальной стратификации труд рассматривался как проклятье и унижение. Христианство стало рассматривать трудолюбие как одну из основных добродетелей, и усердный труд земледельца и ремесленника пользовался уважением в средневековой Европе. В кастовой системе средневековой Индии варна земледельцев-вайшьев относилась к числу дважды рожденных, т.е. высших (хотя и уступала статусом священнослужителям-брахманам и правителям-кшатриям) и занимала более высокий статус, чем варна шудр-слуг. Кроме того, практически всегда и везде, в том числе и в рабовладельческих обществах, существует социальный слой свободных мелких собственников, утверждающий добродетели трудолюбия, бережливости, здоровой практичности.

Культурное, ценностное ОГЛАВЛЕНИЕ труда является важнейшим фактором экономической жизни общества, поддержание положительного отношения к труду, его высокого статуса на шкале ценностей во многом определяет успех социально-экономического развития. Так, традиционные общества, отводившие труду низкий, во всяком случае, локальный культурный статус, многие века пребывали в состоянии хозяйственного застоя. М. Вебер показал, что возвеличивание труда в ходе Реформации в качестве единственной формы служения Богу привело к интенсификации хозяйственной жизни, и в конечном счете к возникновению капитализма и социально-экономическому подъему Западной Европы. Поддержание высокого статуса и культурной значимости труда является важнейшей предпосылкой успеха социально-экономической модернизации. Традиционное японское трудолюбие, поддерживаемое всей системой культуры, обусловило модернизационный прорыв Японии в ходе реформ Мейдзи и после поражения во Второй мировой войне, послужило самой значимой основой "японского чуда" в XX в.

В определенных исторических обстоятельствах, прежде всего на переломах развития, возникает необходимость в возвышении ценности труда, и тогда общество через систему господствующей идеологии вырабатывает и внедряет в массовое сознание высокие трудовые ориентации. Так, после свершения социалистической революции в России, вставшие у власти коммунисты столкнулись с необходимостью повышения производительности труда для создания фактически заново крупной современной индустрии. При всех масштабах развернутых в стране репрессий одним принуждением добиться желаемых целей было бы невозможно, и в СССР была развернута воистину беспрецедентная кампания по трудовой мобилизации общества. Труд был провозглашен "делом чести, делом доблести и геройства", получив характеристики, применимые скорее к подвигу на поле брани, нежели к повседневным обязанностям. Ответом на идеологические призывы был массовый энтузиазм и серьезные достижения в области экономики. Однако такая мобилизационная трудовая культура оказалась неустойчивой, в течение длительного времени поддерживать ее было невозможно. Как только ближайшие поставленные цели были достигнуты, энтузиазм ослабел, и трудовая культура вернулась на прежний уровень, а попытки поддержания мобилизационной готовности "трудового фронта" с помощью идеологических кампаний типа "социалистического соревнования" потерпели поражение.

О содержании ценности труда в конкретном обществе можно судить по целому комплексу идеалов, нашедших отражение в общественном дискурсе, который можно проанализировать с помощью качественных методов, а также непосредственно в представлениях людей об "идеальной" работе. Ученые из Института социологии РАН в 2012–2013 гг. провели исследование "О чем мечтают россияне", в котором описали "работу мечты" на основании ответов на вопросы об ожиданиях от работы. Социологи сделали вывод, что "в условиях пореформенной России типичная для ее граждан мечта об идеальной работе отражает значимость труда как ценности, позволяющей заниматься тем, что им нравится. Как результат, работа воспринимается ими, главным образом, как способ самореализации личности, возможность следовать своим “я хочу” вместо “я должен”, как средство получения удовлетворения зачастую без жесткой привязки к уровню материального вознаграждения".

Собственность как ценность отражает представления о должных отношениях между людьми по поводу средств и продуктов их хозяйственной деятельности. Особенности представлений о собственности оказывают существенное влияние на все хозяйственное развитие в целом. Для архаичных обществ характерно отождествление собственности с объектом и продуктом труда. Например, русские крепостные крестьяне вплоть до реформ 1861 г. воспринимали обрабатываемую общиной землю как свою коллективную собственность, а не собственность помещика, каковой она являлась на самом деле: "Мы барские, а земля наша". Собственностью труженика в таких обществах считается и продукт труда, поэтому, например, скошенное сено, нарубленные дрова, охотничьи и рыбацкие трофеи воспринимаются как собственность того, кто их непосредственно добыл, а не хозяина угодий. Поэтому вырубка дров или незаконная охота не воспринимаются в архаичных обществах как грех, а вот кража сена из стогов или урожая с чужого поля (т.е. продуктов труда реальных людей) – грех и несмываемый позор.

Для многих добуржуазных культур было характерно приписывание верховного права собственности на землю и недвижимость не ее реальному владельцу и распорядителю, а верховному правителю или даже Богу, который является как бы верховным собственником, перед которым реальный собственник-распорядитель несет ответственность. Русский предприниматель и общественный деятель начала XX в. П. А. Бурышкин в своих воспоминаниях писал, что про богатство в России говорили, будто "Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета", и поэтому на распоряжение собственностью и ее приумножение смотрели как на "своего рода миссию, возложенную Богом".

В контексте буржуазной хозяйственной культуры собственность стала однозначно соотноситься с личностью владельца – появился институт частной собственности. В протестантской этике собственность рассматривается как благословение Божье, данное конкретному человеку, а не как предоставленная во временное пользование и распоряжение. Частная собственность стала отождествляться с личностью владельца, а не распорядители-управляющего и, тем более, не наемного труженика. Далеко не все культуры сформировали ценность частной собственности: в дореволюционной России она на уровне массового сознания не обрела устойчивости из-за господства общинной собственности у крестьян. На высших уровнях буддистской культуры, отрицающей личность и ставящей высшей целью полное снятие индивидуального бытия, собственность отрицается как лишний материальный груз, препятствующая спасению связь с иллюзорным миром.

Профессионализм является ценностью хозяйственной культуры, тесно связанной с разделением труда в обществе и отражающей его социальное и культурное измерение, отношение к нему людей. В любом обществе, развитом настолько, что там существует разделение труда, существует и ценность профессионализма, но ее конкретное воплощение зависит от многих социально-экономических факторов, от господствующей религии, этической системы и т.д.

В традиционных культурах профессия является неотъемлемым признаком человека, она неотделима от его социального статуса. Принадлежность к определенной профессии является одновременно и средством обретения идентичности, вхождения в общественную систему в определенном качестве. Наиболее ярко это выражено в индийской кастовой системе, которая представляет собой сакрализацию и закрепление с помощью апелляции к высшим религиозным ценностям профессии и места в системе разделения труда. Каждая каста, являющаяся в то же время профессиональной группой, имеет четко определенное место в социальной иерархии и соответствующий общественный статус. Поэтому профессиональная деятельность приобретает священный характер, возводится в ранг религиозного долга.

Сущность профессионализма в традиционном обществе составляет искусное мастерство, совершенствование продукта труда. Традиционный профессионал вкладывает в него все свои силы и способности, стремится реализоваться как личность именно через профессиональное мастерство и относится к орудиям и продуктам труда как к частице себя. Каждое изделие несет знак его мастерства, его усердия, частицу его души. Вот как характеризует традиционный профессионализм В. Зомбарт: "Труд настоящего крестьянина, так же как и настоящего ремесленника, есть одинокое творчество: в тихой погруженности он отдается своему занятию. Он живет в своем творении, как художник живет в своем, он, скорее всего, совсем бы не отдал его на рынок. С горькими слезами на глазах крестьянки выводят из стойла любимую пегашку и уводят ее на бойню; старик-кустарь воюет за свою трубку, которую у него хочет купить торговец... Крестьянин, так же, как и ремесленник, стоит за своим произведением, он ручается за него честью художника. Этим объясняется, например, глубокое отвращение всякого ремесленника ...к массовой выделке".

Профессии всегда неравны в своем статусе и престиже. Статус каждого занятия определяется конкретной социокультурной традицией. В то же время физический труд практически всегда менее престижен, чем управленческий и интеллектуальный. Однако земледелие практически везде почитается как уважаемое и достойное (хотя и низшее из достойных) занятие: столпами европейского средневекового общества являются священнослужители, дворянство и земледельцы, индийского – Варны дважды рожденных брахманов, кшатриев и вайшьев (земледельцев).

Истинную революцию в понимании профессионализма произвело учение Лютера и протестантизм в Западной Европе. Провозгласив профессиональный труд единственным способом служения Богу, "призванием", Лютер придал ему сакральную ценность и уравнял значимость и статус разных профессий. Другие протестантские учения, в частности кальвинизм, постепенно лишили профессионализм как ценность конкретного содержания. Должным образцом отныне стало не конкретное мастерство, а сам факт регулярной, рациональной деятельности, не ОГЛАВЛЕНИЕ труда, а самоотверженный труд сам о себе, во славу Божью, ради преобразования греховного мира.

В современном обществе, вступившем в постиндустриальный этап развития, профессионализм является одной из основных ценностей. Однако теперь он понимается как образование, квалификация, а не просто рациональная деятельность. Представление о профессии не ограничивается больше узкими рамками конкретной квалификации и должности, а предполагает широкое поле возможностей, обусловленных высоким уровнем разносторонней профессиональной подготовки и стремлением к максимальной творческой самореализации.

Потеря или отсутствие профессии означает прежде всего отсутствие способа интегрироваться в социум и потерю самоидентификации. Именно эти социокультурные последствия безработицы делают ее величайшим злом и бедствием современного мира.

С ценностями труда и профессионализма тесно связана ценность призвания, которая придает им смысл высшего духовного служения. В религиозно окрашенной хозяйственной культуре призвание означает сакрализацию профессии как того места, на которое человек поставлен Богом и на котором он должен служить ему с полной самоотверженностью. В современной профессиональной культуре призвание имеет смысл ярко выраженной склонности и способностей человека к избранной профессии и оценивается чрезвычайно высоко, как залог наиболее полной самореализации личности.

Предприимчивость становится ценностью хозяйственной культуры на рубеже Нового времени. До этого она, как отмечал В. Зомбарт, была свойственна непроизводственным видам деятельности: организации военных походов и исследовательских экспедиций (имеющих целью захват богатой добычи в новых землях), кладоискательству и занятию алхимией с целью обогащения, а также организации крупных торговых операций (часто сопровождавших военные походы и экспедиции). Духовные и психологические качества, составляющие предприимчивость, определяются В. Зомбартом как 1) идейное богатство и духовная свобода, способность предложить новую идею; 2) духовная энергия и воля к действию, к обязательному претворению идеи в жизнь; 3) способность к воплощению идеи в конкретный реально осуществимый план; 4) духовная сила, упорство, способность рисковать и пожертвовать всем ради достижения поставленной цели. В Новое время в буржуазном обществе предприимчивость окончательно соединилась с хозяйственной деятельностью и постепенно стала ее базовым принципом.

Можно рассмотреть и иные ценности хозяйственной культуры, выступающие в качестве образцов должного экономического поведения. Посредством институтов социализации они транслируются в общество, получая воплощение как в формах знаний о нормативных действиях, так и символизации хозяйственных ролей и процессов на когнитивном и символическом уровнях хозяйственной культуры.