Восточные соседи Византии

Наиболее опасными для Византии были ее восточные границы. Все расположенные вдоль них провинции в Малой Азии и Сиро-Финикии до их вхождения в Римскую империю представляли собой государства, возникшие при распаде империи Селевкидов – одной из эллинистических монархий, образовавшихся при распаде державы Александра Македонского.

Конкретно для Рима в I–III вв. н.э. соседом было Парфянское царство, на смену которому пришло государство Сасанидов (224– 651 гг.). Собирательное название этих государств по историографической традиции – Персия (современный Иран).

В 292 г. римско-персидские войны завершаются заключением перемирия на 40 лет и разграничением сфер влияния двух держав по р. Тигр. После этого в истории Сасанидов наступает так называемый Первый золотой век (309–379 гг.). Вектор экспансии Персии нацеливается на север, где Сасаниды достигают Туркестана, и на восток, в сторону Китая.

Война, начатая Юлианом II в апреле 363 г. с целью установления контроля над важным отрезком Великого шелкового пути, завершилась через два месяца гибелью самого императора. Мирный договор, по которому Рим понес серьезные территориальные потери, был заключен на 30 лет и истек буквально накануне раздела Римской империи.

Второй золотой век (498–622 гг.) истории государства Сасанидов прошел в войнах с Византией. Геополитический успех был на стороне Персии, которая при Хосрове II оккупировала все южные провинции ромеев – Сирию, Палестину и Египет. Чтобы изгнать оккупантов, византийский император Ираклий конфисковал золото из церковных сокровищниц.

Война подорвала силы обоих государств, и в 651 г., после 14 лет сопротивления, государство Сасанидов пало в борьбе с Арабским халифатом.

Несмотря на войны, регулярно возникающие на протяжении более чем тысячелетнего периода, начиная с греко-персидских войн (499–449 гг. до н.э.), контакты обоих соседствующих геополитических центров оказались чрезвычайно полезными. Наряду с культурно-этическими ценностями, включая элементы зороастризма, Запад подражал Востоку в элементах институционального порядка (особенно в последние века существования Римской империи), по возможности заимствуя оттуда новые технологии, например в строительстве.

Персия, со своей стороны, также выполнила роль передаточного звена в отношении культурного и технологического наследия как шумеро-вавилонской, так и эллинистической цивилизации. В эпоху средневекового подъема Европа, миновав несколько столетий упадка, начавшегося в нервом тысячелетии, вновь восприняла их вместе с позднейшими достижениями Востока, принятыми от арабской цивилизации.

Арабский халифат, возникший в VII в., дал пример взрывного роста империи, не виданный со времен Александра Македонского. Экспансия халифата сопровождалась распространением ислама – новой религии, которая возникла одновременно с государством и стала системообразующей основой этой теократической империи.

Уже вскоре после смерти основателя ислама, пророка Мухаммеда, мусульмане подчинили своей власти всю Аравию. В 630-х гг. халифат нанес сокрушительное поражение обоим своим сильнейшим соседям, Византии и Персии. В 639–644 гг. был завоеван Египет, а за 20 лет в халифат вошли все провинции Персии, от Кавказа до Персидского залива. С воцарением династии Омейядов (661 г.) столица халифата была перенесена в Дамаск.

Во второй половине VII в. арабы захватили византийские провинции в Северной Африке. В 711 г. совместно с автохтонными племенами берберов (мавров) арабы переправились через Гибралтар и, разгромив вестготов, за три-четыре года овладели всеми Пиренеями, кроме горной Астурии. Одновременно на восточном направлении арабы захватили всю Среднюю Азию, дойдя до западных границ Китая и северо-западных границ Индии.

Таким образом, менее чем за сто лет территория халифата превзошла масштабы Римской империи.

Благодаря практически молниеносному характеру экспансии, а также религиозной терпимости, проявлявшейся мусульманами в отношении покоренного населения, материальные и культурные потери при захвате большей части территорий были минимальными. Напротив, в "золотой век ислама" арабы активно усваивали культуру завоеванных стран, способствовали сохранению и развитию прежних ремесел и науки, а также способствовали переносу передового материально-технического базиса из одних частей халифата в другие.

Запрет на ношение оружия, действовавший в отношении покоренных народов, содействовал прекращению мелких усобиц.

На протяжении всех первоначальных военных кампаний Омей- ядов наиболее активное сопротивление завоевателям оказывали только считавшиеся наименее развитыми государства и племена – берберы (мавры) в Северной Африке и народы Средней Азии. Вместе с тем и Персия, и Византия, разоренные и ослабленные к тому времени взаимными войнами, не смогли дать отпор захватчикам.

Побежденные были обложены поголовным и поземельным налогами, а также обязательными поставками припасов для войска. За их поступление отвечали местные правители и органы власти, в формирование которых арабы не вмешивались. Сначала арабы не смешивались с автохтонным населением. Но впоследствии большинство побежденных народов приняли ислам, а арабская знать стала сливаться с местной элитой.

Предел экспансии арабов в Европе был положен на рубеже р. Луары, где в 732 г. Карл Мартелл силами тяжелой конницы разбил войско Омейядов. Позже он вытеснил арабов с земель франков еще дальше на юг, за Пиренеи.

Славянские народы в период распада Римской империи

Как и другие этнические образования, ставшие формообразующей основой будущих народов, славянские племена прошли различные стадии развития производящего патриархального хозяйства с состоявшимся разделением основных видов труда и ремесел.

Трипольская культура, охватившая перед 3-м тыс. до н.э. большой регион Дунайско-Днепровского междуречья – пример развития общинного государства до стадии возникновения крупных "городских" центров ремесла с численностью до 10 тыс. человек и выше. Эта культура исчезла во время одного из "великих перемещений" и войн народов древности. По антропологическим параметрам ее представители не были славянами, предположительно относясь к одной из средиземноморских рас.

Рост и экспансия Древнего Рима оказали неодинаковое внешнее воздействие на славянские племена Европы, в контакт с которыми вступали те или иные регионы великой античной империи. В итоге этих геополитических процессов образовалось несколько типов развития и ассоциируемых с ними групп славянских народов.

На славян юга Европы определяющее воздействие оказывая, – наслаиваясь на неизбежное влияние соседних восточных народов, – "греческий" уклад экономики и культуры Византии.

Славяне балтийского Поморья переняли многие стереотипы народов "германской" окраины Рима, с которыми они тесно соприкасались в бассейнах рек Балтийского моря. Некоторые из них сами стали восприниматься впоследствии как "германцы", сохранив при этом все же немало из своего славянского общинного прошлого.

Обе эти группы находились в зоне прямого влияния сильнейших экономик, для которых они играли роль ближайшей колониальной окраины. Попытки завершения формирования самостоятельных государств созданием своей армии были чреваты подавлением этой деятельности как мятежа. Только после окончательного распада Римской империи и ослабления военно-стратегического потенциала обеих ее составных частей у славян возникли предпосылки становления своей государственности.