Агрессивный ребенок в школе

Агрессия ребенка – это зачастую не только нападение, но и отстаивание собственных прав и интересов, способ реагирования на трудности, проявление напряжения, усталости и пр.

В норме проявление агрессии не считается нарушением, поскольку она выполняет функцию защиты и адаптации, если проявляется в опасной для человека ситуации. Агрессивность возрастает в критические периоды возрастного развития (3, 7, 13, 17 лет), что свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Однако если агрессия становится длительным переживанием, то она может перерасти в нарушение. Все люди – и взрослые, и дети – в трудных для себя жизненных ситуациях используют разные формы защиты от внешней и внутренней опасности. На основе знаний и личного опыта они, как умеют, стараются справиться с внутренним напряжением и улучшить свое душевное состояние. И для этого слушают любимую музыку, уходят из комнаты, громко хлопнув дверью или просят помощи и совета. Проявление таких защитных стратегий можно легко заметить в рисунках и рассказах детей. При этом нередко детское поведение: и типичные для них автоматически используемые защитные реакции, и осознанно применяемые стратегии совладания – трактуется родителями, воспитателями и учителями как упрямство, капризы, агрессия, лживость или невоспитанность ребенка.

При угрозе жизни можно спровоцировать неадекватно жестокое поведение даже у взрослого человека, но оно значительно отличается от деструктивного. Без определенной доли оборонительной агрессии человек не защитит себя от нападения; не преодолеет преграды, которые мешают достижению социально значимой цели; не выполнит действия по сохранению здоровья.

Такие проявления поведения Э. Фромм назвал "доброкачественной агрессивностью"; она заложена в филогенезе, имеет взрывной характер и возникает спонтанно в ответ на угрозу, проявляется в спортивных и сюжетно-ролевых играх, способствует обретению ловкости, быстроты адекватной реакции на неожиданную ситуацию. В этом случае агрессивность не достигает разрушительной цели, не определяется отрицательными мотивациями. "Доброкачественная агрессия" мобилизует энергию человека, вселяет в него уверенность и повышает способность к самозащите. Современный человек редко оказывается в ситуации физической угрозы, но довольно часто испытывает психологическую. И гнев помогает отстаивать свои права и психологическую целостность. Если кто-то угрожает человеку, то с ним нужно уметь вести себя твердо и уверенно, уметь дать отпор, и здесь может помочь умеренное чувство гнева и дозированная демонстрация агрессивности. Но если постоянно оставлять безнаказанным проявление враждебности других людей к себе, то это может привести к страданию, саморазрушению. Умеренный гнев придаст силы и уверенности, смелости, а небольшая доля злости позволит выступить в свою защиту. "Злокачественная агрессивность" является порождением онтогенеза, следствием условий воспитания и, следовательно, может быть педагогически управляемой.

Вырастая, люди, как правило, забывают большинство своих детских неприятных переживаний, поэтому взрослые не всегда могут понять, что нарушает душевное равновесие ребенка. По сравнению с проблемами самих взрослых: нехваткой денег, потерей работы, разводами и болезнями – детские горе и радости порой кажутся им не заслуживающими серьезного внимания. Дети тоже не всегда склонны делиться переживаниями со своими родителями.

К сожалению, в качестве основных методов борьбы с детской жестокостью и насилием взрослые используют запрет и подавление. При этом уничтожаются оба вида агрессивности, что делает ребенка незащищенным, а потому подверженным обидам, унижению, даже избиению.

Порой, говоря о том, что поведение негативно, педагоги ориентируются на результат: есть разрушение – есть агрессия. На самом деле нормальная детская активность часто сопровождается непроизвольными действиями: ребенок может что-то сломать, испортить, доставить боль близкому человеку.

Следует различать активность и агрессивность по целям: первая несет в себе созидание, познание нового, а вторая – разрушение. Первая всегда сопровождается положительными эмоциями, например радостью познания. Вторая – отрицательными (злостью, ненавистью).

Различны и проявляющиеся эмоции: при активности – разочарование, сочувствие, вина; при агрессивности – удовольствие.

Ориентируясь только на результат деятельности ребенка, взрослые подавляют детскую активность. Это может привести к нежелательным последствиям: к торможению развития положительных свойств личности и формированию отрицательных, таких как апатия (потеря интереса к деятельности), лень (отсутствие желания совершать действия), застенчивость (скованность действий и мышления).

Важно понять, что при подавлении доброкачественной агрессивности задерживается нормальное развитие детей, а при ее жестоком контроле происходит несоциализированный выплеск, т.е. нереализованная агрессия в какой-то момент не сможет удержаться внутри и проявится при незначительном стимуле. Подобный "выплеск" негатива, приводящий к девиантности поведения, внешне характеризуется стихийностью, спонтанностью, неожиданностью, интенсивностью и, следовательно, его невозможно предвидеть. В результате даже в благополучной семье ребенок из хорошего превращается в "испорченного".

Итак, адекватное выражение гнева способствует социальному, личностному и физическому благополучию человека, поэтому целесообразно учить детей выражению агрессии в социально приемлемых формах (это в основном вербальные проявления), учить контролировать свои негативные эмоции и различать ситуации, в которых проявление действий необходимо для своей безопасности и в которых такие действия будут неадекватными и приведут к нежелательным последствиям.

Педагогическая профилактика агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Рекомендации могут быть диагностической и коррекционной направленности. Они должны применяться с учетом выраженности и других свойств агрессивного поведения, социальной ситуации, в которой проявляется агрессивность у ребенка здесь и сейчас; в процессе, до или после проявлений агрессии.

Осознание ребенком агрессивного и неуверенного поведения:

• постарайтесь понять характер детской агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

• стимулируйте осознание детьми особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения;

• объясните ребенку, что такое вспышка гнева, покажите руками, нарисуйте, стимулируя положительные эмоции, интерес и чувство юмора у ребенка;

• спрашивайте агрессивного ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

• помогайте агрессивным детям адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное;

• стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка – жертвы агрессии, притеснения;

• чаще спрашивайте у агрессивных детей о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

• объясняйте агрессивному ребенку, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться, обратить на себя внимание среди других людей;

• чаще разговаривайте с агрессивным ребенком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

• объясняйте агрессивному ребенку, зачем необходимо и что означает "контролировать" собственную агрессию.

Воспитание у агрессора гуманных чувств к другим детям:

• учите ребенка не сваливать вину за его агрессивное поведение на других;

• стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

• развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Воспитание выражения агрессии в социально приемлемой форме:

• учите выплескивать гнев в приемлемой форме;

• учите агрессивного ребенка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;

• учите ребенка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;

• помогайте ребенку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;

• стремитесь, используя чувство юмора, стимулировать положительные эмоции с целью переключения с агрессивного состояния на неагрессивное.