Африка и ВТО

Еще одним важным свидетельством повышения роли африканских стран в мировой экономике в XXI в. служит их представительство и активная позиция в рамках межгосударственных торговых соглашений и в международных торговых организациях. На конец 2013 г. 43 африканские страны являлись членами ВТО (27,2% общего числа участников). Не являются членами этой организации Ливия, Судан, Южный Судан, Либерия, Коморские о-ва, Республика Сейшельских О-вов, Западная Сахара, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия.

В 1947 г. из 23 стран-членов ГАТТ 11 были развивающимися (Бразилия, Бирма, Цейлон, Чили, Китай, Куба, Индия, Пакистан, Сирия, Ливан, Родезия). При этом в тот период вообще отсутствовало само понятие – "развивающаяся страна", отсутствовало и их объединение в отдельную группу, возникшую только в 1950-е гг. Именно тогда развивающиеся страны начали заявлять о своих, лишь им присущих проблемах, связанных с международным обменом. Однако с распадом колониальных империй в Африке в 1960-е гг., лишь за счет стран континента, число развивающихся стран возросло почти на полсотни. Они стали численно преобладать в ГАТТ. Рост их участия в международной торговле в 1970-е гг. в условиях сохраняющегося неравноправного положения в ней способствовал их более активному сплочению и объединению в отдельное формирование в целях отстаивания собственных интересов.

Неудовлетворенность развивающихся стран своим положением в рамках ГАТТ в первую очередь была связана с ситуацией, сложившейся вокруг аграрного сектора, оказавшегося с самого начала вступления в силу Соглашения ГАТТ (благодаря усилиям западных стран) за его рамками, что наносило ущерб экономически менее развитым странам. Интересы последних остро затрагивал вопрос либерализации торговли текстильными товарами, который в силу позиций большинства развитых государств, практически отказавшихся от либерализации этой товарной группы, был "заморожен" в течение более 40 лет. Кроме того, интересы развивающихся стран-членов ГАТТ ущемлялись в результате использования западными странами различного рода рычагов давления таких, например, как "добровольные ограничения" экспорта, угрозы лишения финансовой помощи, нетарифные протекционистские инструменты и др. И лишь в результате учреждения ВТО в 1995 г. отмеченные выше вопросы, в том числе под влиянием энергично выступавших африканских стран, были включены в повестку дня обсуждений этой организацией. Активная позиция африканских стран па переговорах Уругвайского, а затем Дохийского раундов, создание объединений и отдельных групп, сплотившихся па основе их наиболее острых проблем ("Группа 20", "Четверка африканских стран", НРС, АКТ), и коллективные выступления позволили им добиться определенных, хотя и ограниченных результатов в отстаивании собственных интересов, что было зафиксировано в нижеперечисленных документах ВТО:

1) "Соглашение по защитным мерам" предусматривает, что при определенных условиях к экспорту развивающейся страны не могут быть применены ограничения импорта и не могут быть повышены импортные пошлины;

2) "Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам" устанавливает порядок: а) прекращения расследований против развивающейся страны при выявлении фактов субсидий; б) прав развивающихся стран на отказ от субсидий не сразу, а в течение 8 лет;

3) "Соглашение по процедурам импортного лицензирования" позволяет развивающейся стране в течение 2 лет после вступления в ВТО продолжать использовать процедуру выдачи импортных лицензий;

4) "Соглашение по применению ст. VI ГАТТ" предусматривает, что при проведении антидемпинговых расследований развитыми странами в отношении экспорта развивающихся стран-членов ВТО первым следует проявлять особый подход и, используя настоящее соглашение, принимать конструктивные меры по содействию PC;

5) "Соглашение по услугам (ГАТС)" предоставляет развивающимся странам право открывать свой рынок услуг поэтапно и посекторно в течение переходного периода;

6) "Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров" предусматривает, что в случае рассмотрения спора между развивающейся и развитой странами, инициированного развивающейся страной, последняя должна быть представлена в разрешительной комиссии как минимум одним экспертом;

7) в перечне уступок, являющихся приложением к заключительному акту Уругвайского раунда, развивающиеся страны добились для себя специального дифференцированного режима, а именно: в отношении них предусматривался "меньший объем обязательств, а наименее развитые страны (НРС) полностью освобождались от них"[1].

В результате острой борьбы последних за достижение равенства в международной торговле против дискриминационной политики западных держав, неоднократно приводившей к крайней напряженности, почти к срыву переговоров на конференциях ВТО (например, в Канкуне, в Гонконге, где аграрная проблематика явилась главным вопросом) было принято решение, зафиксированное в заключительном документе этой конференции ВТО, об отмене сельскохозяйственных экспортных субсидий к 2013 г. (африканские страны настаивали на 2010 г.). Благодаря активной позиции четырех африканских стран (Бенин, Буркина-Фасо, Мали и Чад, где существование 10 млн человек зависит от хлопководства) особое место в Гонконге занял вопрос о поддержке хлопкоробов в развитых странах, прежде всего США; было принято решение об отмене всех видов субсидий по хлопку до конца 2009 г.[2]

При определенных уступках в пользу развивающихся стран западные державы, тем не менее, проводят таможенную политику, надежно защищающую их внутренний рынок, зачастую используя меры и приемы, несовместимые с нормами ВТО – принципами наибольшего благоприятствования и справедливой конкуренции. Так, нарушая правила ВТО о субсидировании, используя другие односторонние меры, развитые страны фактически закрывают доступ па свои рынки товарам именно тех отраслей экономики развивающихся стран, в которых они имеют определенные конкурентные преимущества, – это сельское хозяйство, текстильная, швейная, обувная промышленность[3]. В случае выполнения требований ВТО о снижении тарифов развитые страны стремятся компенсировать их путем различного рода условий и оговорок в отношении развивающихся стран, применяя в том числе чисто дискриминационные меры протекционистского характера, например, принцип тарифной эскалации, согласно которому импортные пошлины в развитых странах возрастают в соответствии со степенью обработки товаров, а также так называемые "тарифные пики" ("пиковым" считается уровень, превышающий 12% стоимости товаров), доходящих, например, в США до 350%, в странах ЕС – до 506%[4].

В 1960-е гг., на ранних этапах существования ГАТТ, африканские страны получили так называемый дифференцированный льготный режим. Однако в результате Уругвайского раунда этот режим почти исчез из правовых документов, составляющих основу ВТО. Главная особенность соглашений о членстве в этой организации состоит в том, что, в отличие от ГАТТ, стать ее членом можно, лишь подписав единый пакет правовых документов, принятие которого обязательно для всех стран-членов без каких-либо особых условий. В результате сузились возможности получения африканскими странами дифференцированного налогообложения, различных льгот и преференций, повышенной поддержки государства для экономически менее развитых государств. Практически с созданием ВТО льготный режим в рамках ГАТТ для развивающихся стран трансформировался в предоставление им более продолжительных сроков перехода на общие для всех членов правовые нормы этой организации.

Таким образом, при определенных преимуществах системы ВТО в плане формальной защиты ее членов от дискриминации на внешних рынках и обеспечения свободной конкуренции, фактически ее правила ставят экономически слабые развивающиеся государства и сильные ТНК развитых стран во внешне одинаковые условия в конкурентной борьбе на мировом рынке. Совершенно очевидно, что при изначально неравных позициях в рамках ВТО выигрывают индустриально развитые государства в ущерб развивающимся странам, в особенности африканским.

По нашему мнению, развитые страны, обладая руководящими позициями в мировых институтах, всеми силами будут стремиться сохранить свои привилегированные позиции в мировой экономике с помощью именно институциональных рычагов. Несмотря на изменения в мировой экономике, особенно ускорившиеся в ходе последнего кризиса, западный мир стремится сохранить в максимальной степени старые международные институты, обеспечивающие бесперебойное функционирование, в первую очередь, экономик развитых стран. Создание новых институтов потребует определенного времени, хотя этот процесс уже начался сегодня (вспомним хотя бы появление Большой двадцатки). Видимо, в ближайшее десятилетие мы станем свидетелями возникновения новых международных объединений, однако процесс их создания и дальнейшего функционирования будет неоднозначным и достаточно противоречивым.