Аффилиация и привязанность

Тема человеческих взаимоотношений стала традиционной для социальной психологии. Как справедливо отмечает Г. М. Андреева, если социологи интересуются социальными отношениями, то для психологов представляют интерес отношения межличностные. Эти отношения, в свою очередь, могут выступать как деловые и как личные. Для психологии (в данном случае социальной) особый интерес представляют личные (мы их здесь условно называем персональными) взаимоотношения. Они интересны не только сами по себе, но и в связи с необходимостью глубже понять и лучше объяснить психологию человека как личности, Через систему личных взаимоотношений с другими людьми человек, кроме того, формируется как личность.

В свою очередь, личных взаимоотношений, складывающихся между людьми, довольно много, и все они нуждаются во внимании со стороны психологов. Традиционно в качестве объекта изучения в социальной психологии выступают взаимоотношения, определяемые понятиями аффилиация, привязанность, дружба, любовь, власть, вражда, беспомощность и одиночество.

Аффилиация стала одним из первых предметов специального исследования для социальных психологов. Существуют разные определения этого явления, но чаще всего она понимается как стремление человека к людям, связанное с желанием быть рядом с ними, общаться, быть принятым этими людьми, устанавливать и сохранять с ними добрые личные взаимоотношения.

Позитивно понимаемой аффилиации противостоит ее негативная интерпретация, которая выражается в желании и стремлении человека не контактировать с людьми, не устанавливать с ними личных взаимоотношений, находиться от них на значительной социально-психологической дистанции.

Позитивно понимаемая аффилиация иногда обозначается как "стремление к людям", а негативно определяемая — как "боязнь людей" или "боязнь быть отвергнутым (людьми)". Обе эти формы аффилиативного социального поведения считаются относительно независимыми Друг от друга и фактически выступают как противоположно направленные. Доказано, что они действительно существуют как статистически не связанные друг с другом, однако, присутствуя в сознании и поведении одного и того же человека, они порождают в его психологии и поведении очевидный, трудноразрешимый конфликт.

В ходе исследований аффилиации, рассматриваемой с позиции устойчивой потребности, было установлено, что дети, родившиеся первыми или являющиеся единственными в семье, имеют более сильно выраженную позитивную аффилиативную потребность, чем дети, родившиеся не первыми или же не являющиеся единственными в семье. Показано также, что аффилиация как потребность может конкурировать с другими социальными потребностями человека, например с потребностью достижения успехов или с потребностью власти. Наличие у человека двух таких сильных потребностей, например аффилиативной потребности и потребности достижения успехов, порождает внутренний конфликт, так как одновременно удовлетворять эти две несовместимые друг с другом потребности практически невозможно. Человек, стремящийся к достижению успехов, воспринимает других людей как потенциальных конкурентов, вступает в соревнование с ними, побеждает их, и это, естественно, негативно сказывается на его взаимоотношениях с этими людьми. Для того чтобы сохранить хорошие взаимоотношения с подобными соперниками, человек вынужден отказываться от конкуренции с ними или победы над ними.

Аффилиация и связанные с ней тенденции изучаются в основном у взрослых людей. Исследователей, однако, интересует происхождение, или генезис, данных мотивационных тенденций и, следовательно, аффилиация как формы социального поведения и его мотивации. В этом случае ученые обращаются к изучению аналогичного поведения у детей, полагая, что в соответствующих исследованиях они смогут найти ответы на интересующие их вопросы.

Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации и обнаруживаемой уже на ранних стадиях онтогенеза, является поведение, обозначаемое термином "привязанность", которая определяется следующим образом. Привязанность, во-первых, может обозначать тесную эмоционально положительную связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которого они предпочитают общение между собой общению и контактам с другими людьми. В таком ее определении привязанность относится не только к детям, но и ко взрослым людям. Во-вторых, привязанность может пониматься как реальная эмоциональная связь, образуемая между ребенком и одним или обоими его родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми. К людям, к которым он привязан, ребенок предпочитает обращаться в трудные минуты жизни. Их он совершенно не боится и рядом с ними не испытывает никакого чувства страха. Если же чувство страха у него уже возникло, то в присутствии тех людей, к которым у него имеется привязанность, этот страх исчезает. Ребенок больше всего поддается влиянию людей, к которым более всего привязан, и именно им он всегда старается подражать. Будучи в отдалении от этих людей, он испытывает чувство страха, беспокойства и тревоги.

Рассматривая привязанность как социально-психологическое явление, ученые выделили виды и стили привязанности. К основным видам привязанности относятся личная (непосредственная) и транзитивная (опосредствованная), надежная и ненадежная, привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся, дезорганизованному и избегающему типам.

Личная (непосредственная) привязанность — это особое предрасположение человека к кому-либо, преданность этому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радости и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой, своими интересами ради данного человека. Транзитивная, или опосредствованная, — это привязанность к тому человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный индивид.

Надежной называют разновидность личной эмоциональной привязанности к человеку, при которой данный человек использует заботящегося о нем человека как надежную опору, постоянно получает от него помощь и утешение (поддержку). Ненадежной называют привязанность одного человека к другому, при которой он не проявляет характерных, ярко выраженных положительных признаков привязанности. Существует соответственно три типа ненадежной привязанности — избегающий, амбивалентно-сопротивляющийся и дезорганизованный — которые мы кратко определим далее.

Привязанность по амбивалентно-сопротивляющемуся типу проявляется в том, что человек, находясь в состоянии дистресса, ищет или стремится к близости с заботящимся о нем человеком, но одновременно с этим сопротивляется оказанию поддержки и утешению со стороны этого человека. Такое поведение означает, что один человек или не доверяет другому, или не желает оказаться зависимым от него.

Привязанность по дезорганизованному типу представляет собой поведение, при котором человек демонстрирует сочетание двух типов привязанностей: избегающего и амбивалентно-сопротивляющегося. Иногда это происходит с явными проявлениями страха и неуверенности. Этот тип привязанности характеризуется внутренними конфликтами и противоречивым, непоследовательным поведением человека по отношению к объекту своей привязанности.

Привязанность по избегающему типу представляет собой вариант ненадежной привязанности, при которой человек сознательно, целенаправленно избегает людей, которые должны заботиться о нем, не ищет их поддержки и утешения. Так нередко поступают не только взрослые люди, но и дети, претендующие на самостоятельность, независимость или несущие в себе обиду на того человека, к которому они раньше были привязаны.

Словосочетание "стили привязанности" обозначает типичные особенности поведения человека по отношению к тому, к кому он привязан и кому явно демонстрирует соответствующее поведение (привязанность). Этим же термином обозначают поведение другого человека, по отношению к которому переживается чувство привязанности. Следовательно, понятие "стили привязанности" относится к обоим людям, включенным в соответствующие отношения. Выделяется три характерных стиля привязанности.

1. Стиль сближения. Этот стиль отличает поведение людей, которые стремятся к установлению близких, интимных взаимоотношений, тесных личных контактов с теми людьми, к которым они привязаны. Данный стиль также характеризует поведение людей, которые чувствуют себя в психологической безопасности только в условиях наиболее близких взаимоотношений с другими людьми.

2. Амбивалентно-сопротивляющийся стиль. Он характеризуется тем, что оба человека, испытывающих чувство привязанности друг к другу, одновременно и стремятся, и опасаются близких взаимоотношений.

3. Дезорганизованный (неустойчивый, непостоянный) стиль. Его отличает отсутствие каких-либо стабильных, постоянных отношений между привязанными друг к другу людьми.