Лекция 12. АДВОКАТ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Для четкого понимания роли и места адвоката в избирательном процессе необходимо кратко ознакомиться с базовыми принципами функционирования избирательной системы как институциональной основы демократии, иметь представление о генезисе избирательной системы современной России и представлять основные тренды развития российской политической системы в части, касающейся выборов.

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах.

На сегодняшний день модель избирательной системы напрямую зависит от политического режима отдельной страны и тех целей, которые политическая элита страны ставит перед законодателем в рамках формирования нормативной базы избирательной системы.

Однако основные исторически сложившиеся типы избирательных систем весьма просты для понимания — это мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

Мажоритарная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Пропорциональная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.

Сочетание вышеуказанных систем дает смешанную избирательную систему. Смешанная избирательная система — это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть — на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Приводимая ниже таблица показывает многообразие избирательных систем, так или иначе применяемых на практике, в зависимости от уровня выборов и их специфики.

Классификация избирательных систем[1]

Избирательная система

Избирательные округа

Голосование за кандидатов или за партии

Способ голосования

Мажоритарная

одномандатные

за кандидатов

категорическое

Мажоритарно-преференциальная

одномандатные

за кандидатов

преференциальное

Единственного непередаваемого голоса

многомандатные

за кандидатов

категорическое

Блоковая

многомандатные

за кандидатов

одобрительное

Кумулятивный вотум

многомандатные

за кандидатов

кумулятивное

Единственного передаваемого голоса

многомандатные

за кандидатов

преференциальное

Закрытых партийных списков

многомандатные

за партии

категорическое

Открытых партийных списков

многомандатные

за партии и за кандидатов

за партии — категорическое, за кандидатов — возможны разные варианты

"Панаширование"

многомандатные

за кандидатов и (фактически) за партии

одобрительное

"Персонализированная" смешанная

многомандатные и одномандатные

за партии и за кандидатов

категорическое

"Добавочных представителей"

одномандатные и многомандатные

за кандидатов и (фактически) за партии

категорическое

Развитие российской политической системы в 1991—2010 гг. позволяет сделать ряд выводов о направлениях изменений в рамках избирательного процесса на среднесрочный период;

1) постепенный переход от концепции избирательной системы мажоритарного типа к концепции избирательной системы пропорционального типа;

2) постоянное усиление роли партий и партийной системы в избирательном процессе, как с политической, так и с юридической точки зрения;

3) усиление роли правовой составляющей, юридической техники на каждой из стадий избирательного процесса.

Подтверждением вышеописанных трендов является выступление Президента РФ Д. А. Медведева перед Федеральным Собранием, где он в частности сказал: "Важнейший показатель качества жизни людей — это качество политической системы. Для ее совершенствования на федеральном и региональном уровне был принят целый ряд решений. Стоя на этой трибуне, в 2008 году я сформулировал 10 позиций и в 2009 году я сформулировал 10 позиций по совершенствованию нашей политической системы и демократии... К сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается, в результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. Я предлагаю сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. Политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями. Следует сделать их ближе к повседневной жизни наших граждан... Таким образом, выборы в Государственную Думу в декабре следующего года пройдут уже в условиях политической системы, обновленной на всех уровнях".