Адвокатура и государство

Адвокатура является единственным элементом политической системы нашей страны, о котором законодатель высказался, как об институте гражданского общества. Именно в этом тезисе содержится глубокий смысл, определяющий в целом взаимоотношение государства и сообщества адвокатов.

Общество, претендующее на звание цивилизованного, в понимании современного человека, живущего в XXI в., основывается на таких ценностях, как гуманизм, справедливость и равенство всех перед законом. Только в такой среде возможно раскрытие потенциала человека, достижение им своих жизненных целей, что, в сущности, и определяет свободу как ценнейшую категорию бытия.

Основополагающую роль в государстве играет право. Роль права состоит в том, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения.

Адвокат является основным участником общественных отношений со стороны своего доверителя, через поведение которых достигаются результаты, которые намерен достигнуть законодатель, издавая нормы права. Регулирование взаимоотношений в обществе осуществляется при помощи законов (норм права).

Конституция РФ провозгласила, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", а "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". И, казалось бы, государство должно обеспечивать их выполнение тем самым, гарантируя свободы своим гражданам. Однако история взаимоотношений общества, граждан и государства показывает, что, порой, государство не выполняет эту важную функцию. Отчего это происходит? Вероятно, существенное усложнение государственного механизма способствует его отрыву от нужд и стремлений самих членов общества. Государственный механизм начинает работать "на себя", и это приводит к ущемлению прав и свобод отдельной личности.

Именно поэтому государство, претендующее на звание правового, невозможно без адвокатуры.

Адвокатское сообщество — это сообщество людей, которые по внутреннему убеждению и в силу своей профессиональной подготовки взяли на себя обязательство защищать права и законные интересы граждан. Защита — это общественное служение. Она возможна, необходима по любому делу о самом тяжком преступлении, ибо, как писал А. Ф. Кони, "нет такого падшего и преступного человека, в котором безвозвратно был бы затемнен человеческий образ и по отношению к которому не было бы места слову снисхождения". Адвокат, по мнению А. Ф. Кони, "друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют". Непонимание этого предназначения адвокатуры — одно из самых серьезных заблуждений.

Понятие "адвокатура" неотделимо от понятия "справедливость". На обыденном уровне категория "справедливость" очевидна и ясна всем. Однако представление о справедливости как в обществе, так у отдельного гражданина может меняться. Это в значительной степени связано с теми или иными общественными идеалами. Сегодня, после советского исторического периода в жизни нашей страны, мы связываем свои представления с гуманистическими общечеловеческими ценностями, с представлениями о естественных и неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина. Возможность достижения справедливости в государстве является ценнейшим завоеванием демократии.

Государство, в понимании Гегеля, — это то же право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает признание всех остальных прав — права личности, семьи, общества. Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализации свободы.

Гражданское общество через посредство правовых учреждений, в том числе и института гражданского общества — адвокатуры, обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В сущности государства заложено свойство разрешать возникающие в нем конфликты. Однако разрешаться они могут по-разному. В тех государствах, где демократия еще не в полной мере вплелась в государственный организм, нарушения прав и свобод человека, отступления от справедливости — явление практически повсеместное. И, наоборот, в странах с развитыми демократическими институтами справедливость является неотъемлемым атрибутом жизни общества.

Адвокатура, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это позволяет ей быть независимой от власти при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Для понимания роли адвокатуры важно знать, что в тексте Конституции РФ нашли отражение новые положения и понятия, позволяющие выстроить концепцию взаимоотношений адвокатуры и государства. Одним из таких базовых понятий является характеристика современного государства — Российская Федерация. Итак, согласно ст. 1 Конституции РФ: "Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Правовым является государство, которое свою деятельность основывает на праве, подчиняется праву и главной целью считает обеспечение справедливости, прав и свобод человека, "правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и державных сферах".

Концепция правового государства предполагает гарантии от безграничного вмешательства в гражданское общество, а также от внеконституционных методов осуществления судебной власти. Здесь следует вспомнить практику 30-х гг. прошлого века в советском государстве, когда решения принимались "тройками" и "двойками".

Л. А. Стешенко и Т. М. Шамба предлагают следующие элементы, описывающие понятие правового государства:

— господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества;

— верховенство правового закона;

— связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

— незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность;

— взаимная ответственность государства и личности;

— наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов;

— разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

Руководство исключительно правом — это основополагающий принцип правового государства. Регулирование общественных отношений в таком государстве осуществляется законом. В основе отечественной правовой системы лежит Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Становление правового государства в нашей стране было бы невозможно без проведения правовой реформы, критерии которой были сформулированы в Указе Президента РФ от 06.07.1995 № 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации", где в качестве основных направлений было определено:

— законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;

— упрочение основ и защита конституционного строя;

— реформирование государственного управления, в том числе совершенствование системы государственной регистрации общественных объединений и других юридических лиц и контроля за их деятельностью;

— создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;

— обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

— формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью;

— конкретизация основ федерализма в Российской Федерации;

— выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления;

— дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;

— развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки;

— организация правовой экспертизы в нормотворческой и правоприменительной практике;

— формирование современной широкодоступной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде.

Чрезвычайно важно для построения правового государства ориентироваться на общепризнанные принципы и нормы международного права. Они позволяю сверять правовой пульс страны с правовым ритмом мирового сообщества и вовремя корректировать курс реформирования правовой системы.

Приведем некоторые важные, на наш взгляд, тезисы и положения Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.)1:

1. Жизнеспособная демократия зависит от существования как составной части национальной жизни демократических ценностей и практики, а также от широкого круга демократических институтов. Необходимо поощрять, облегчать и, там где это целесообразно, поддерживать практические усилия и международный обмен информацией, идеями и опытом между странами и в рамках прямых контактов и сотрудничества между отдельными лицами, группами и организациями в областях, включающих следующее:

— конституционные право, реформы и развитие;

— законодательство о выборах, проведении выборов и наблюдении за ними;

— создание судов и правовых систем и управление ими;

— развитие беспристрастной и эффективной государственной службы, в рамках которой прием на работу и продвижение по службе основываются на системе учета личных достоинств работников;

— проведение законов в жизнь;

— развитие других форм свободной ассоциации и групп, преследующих общественные интересы;

— преподавание знаний о демократических ценностях, институтах и практике в учебных заведениях, а также обеспечение атмосферы свободного познания.

Кроме того, Документом отмечено, что к числу элементов справедливости, которые необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, и равных и неотъемлемых прав всех людей, относятся следующие:

— свободные выборы через разумные промежутки времени путем тайного голосования или равноценной процедуры свободного голосования в условиях, которые обеспечивают на практике свободное выражение мнения избирателями при выборе своих представителей;

— представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органам или избирателям;

— обязанность правительства и государственных властей соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом;

— четкое разделение между государством и политическими партиями; в частности, политические партии не будут сливаться с государством;

— деятельность правительства и администрации, а также судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом. Уважение такой системы должно быть обеспечено;

— вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им;

— права человека и основные свободы будут гарантироваться законом и соответствовать обязательствам по международному праву;

— законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех;

— все люди равны перед законом и имеют право без какой бы то ни было дискриминации на равную защиту со стороны закона. В связи с этим закон запрещает любую дискриминацию и гарантирует всем лицам равную и эффективную защиту от дискриминации по какому бы то ни было признаку;

— каждый человек будет обладать эффективными средствами правовой защиты против административных решений, с тем чтобы гарантировалось уважение основных прав и обеспечивалось ненанесение ущерба правовой системе;

— административные решения, направленные против какого-либо лица, будут полностью обоснованными и должны, как правило, содержать указание на имеющиеся обычные средства правовой защиты;

— независимость судей и беспристрастное функционирование государственной судебной службы обеспечиваются;

— независимость адвокатов признается и защищается, в частности в том, что касается условий их приема на работу и практики;

— нормы, касающиеся уголовного процесса, будут содержать четкое определение компетенции в отношении разбирательства и мер, которые предшествуют и сопровождают такое разбирательство;

— каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо имеет право, с тем чтобы можно было вынести решение относительно законности его ареста или задержания, быть в срочном порядке доставленным к судье или другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять такую функцию;

— каждый человек имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и открытое разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона;

— любое лицо, преследуемое в судебном порядке, имеет право защищать себя лично или без промедления через посредство выбранного им самим защитника, или, если это лицо не располагает достаточными средствами для оплаты услуг защитника, на безвозмездное получение таких услуг, когда этого требуют интересы правосудия;

— никто не будет обвинен, судим или осужден за какое-либо уголовное преступление, если только оно не предусмотрено законом, который ясно и четко определяет элементы этого преступления;

— каждый считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону;

— считая важным вклад международно-правовых инструментов в области прав человека в обеспечение верховенства закона на национальном уровне, государства-участники подтверждают, что они рассмотрят вопрос о присоединении к Международному пакту о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 г.) и к другим соответствующим международно-правовым инструментам, если они еще не сделали этого;

— с тем, чтобы дополнить внутренние меры правовой защиты и лучше обеспечивать уважение государствами-участниками принятых на себя международных обязательств, государства-участники рассмотрят вопрос о присоединении к региональной или универсальной международной конвенции, касающейся защиты прав человека, такой как Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), которая предусматривает процедуры правовой защиты отдельных лиц в международных органах.

Вышеописанные критерии и принципы правового государства позволяют перейти к вопросу о месте и роли адвокатуры в государстве.

Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления гарантируется право пользоваться помощью адвоката.

В Конституции РФ прямых упоминаний об адвокатуре нет, хотя "общие положения о месте адвокатуры в системе государственных и общественных институтов, механизме судебной зашиты (ч. 1 ст. 46) и об обеспечении квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48) следовало бы соотносить с деятельностью и назначением адвокатуры".

Анализ правового поля позволяет нам предположить, что решение задачи обеспечения граждан Российской Федерации квалифицированной юридической помощью может быть реализовано в основном адвокатурой, исходя как из содержания закона об адвокатуре, так и из того факта, что других институтов для решения данной задачи по существу немного.

В современном обществе значение адвокатуры все более возрастает. Сложность общественных отношений, их многоплановость и многовариантность последствий поведения как граждан, так и юридических лиц, настойчиво требуют повсеместного консультативного участия квалифицированного юриста. Без такой помощи разрешить возникающие перед гражданином или юридическим лицом вопросы практически невозможно. А если принять во внимание аспект интеграции стран и тенденции глобализации, очевидно — адвокат незаменимый спутник современного человека.

Порой считают, что помощь адвоката исчерпывается судебной защитой. Такое суждение может возникнуть после знакомства с международными пактами о правах человека и национальными конституциями. Однако это не верно. Круг вопросов, который может быть разрешен адвокатом, очень многообразен. Его квалифицированная помощь простирается далеко за пределы судов, тюрем и учреждений правоохранительной системы.

Квалифицированная помощь подразумевает профессиональную юридическую помощь, которую адвокаты могут оказать, представительствуя в суде и иных государственных и общественных органах, осуществляя защиту в суде, проводя консультации и составляя правовые документы. Его помощь может затрагивать различные сферы общественной жизни, регулируемые отдельными институтами и отраслями права.

Человек является высшей ценностью, соблюдение его прав и свобод — основная профессиональная цель юристов. Известен тезис Р. Иеринга о том, что цель есть творец права, деятельность субъекта обусловливается не просто сочетанием внешних обстоятельств, но и конкретной целью, которую он ставит перед собой с учетом этих условий, определенный эффект в качестве результата достижения цели создать такую теорию права, которая могла бы стать методологической основой как профессиональной юриспруденции, так и правосознания российского общества в целом. Именно исходя из этого положения, адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность.

Оценка действующего законодательства и массива международных актов приводит к выводу, что юридическая помощь сегодня воспринимается как важная гарантия прав человека. Реализация данной функции обеспечивается государством. Более того, гражданин может рассчитывать на бесплатную юридическую помощь в том случае, если его имущественное положение не позволяет ему такую помощь получить. Принятие государством на себя обязанности по обеспечению юридической помощи через институт адвокатуры, несомненно, возлагает на него определенные обязанности по поддержке адвокатуры.

ОГЛАВЛЕНИЕ Конституции РФ позволяет сказать, что ее творец — многонациональный народ Российской Федерации — глубоко заинтересован в наличии механизма защиты интересов личности. В связи с этим государство выступает союзником, поддерживающей стороной, стороной солидарной с функцией адвокатуры. В чем это выражается? Перечислим отдельные положения Конституции РФ:

1) обеспечение каждого квалифицированной юридической помощью (ст. 48);

2) обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);

3) объявление России правовым государством (ст. 1);

4) гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 46);

5) признание и защита равным образом различных форм собственности — частной, государственной, муниципальной (ст. 8);

6) состязательность и равноправие судопроизводства (ст. 123).

Конечно, Конституция не раскрывает, да и не может раскрыть всех механизмов защиты прав и свобод человека, акцентируя внимание на основных из них — защита прав и интересов в судебном порядке и участие адвоката на стадиях уголовного судопроизводства. Однако и этого вполне достаточно, чтобы понять, насколько глубоко институт адвокатуры введен в массив конституционного законодательства. Именно на адвокатуру возложена ответственная функция обеспечения населения юридической помощью, а тех, кто столкнулся с уголовным преследованием, — профессиональной защитой.

Именно поэтому по существу на адвокатуру возлагаются публично-правовые функции. Если это верно, а мы в этом не сомневаемся, то тогда государство должно создать условия для выполнения данной миссии.

Современная адвокатура является самостоятельным институтом. Она как институт гражданского общества России, наглядно демонстрирует, что современная Россия — это государство, развивающееся по демократическому пути.

Защита прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ, являющихся высшей ценностью, — обязанность государства. Крайней формой такой защиты является защита гражданина от необоснованного лишения свободы, а в связи с тем, что согласно ст. 48 Конституции РФ привлечение к уголовной ответственности осуществляется при обязательном предоставлении квалифицированной юридической помощи, на государстве лежит обязанность по ее обеспечению.

КС РФ своим Определением от 21.12.2000 № 282-0 указал, что "деятельность адвокатов, на которых возложена обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, имеет публично-правовое значение".

И на государстве и на адвокатуре лежат обязанности по защите прав и свобод человека. Однако такая обязанность возложена на адвокатуру не государством, а автором Конституции РФ — многонациональным народом России. При таком подходе становится ясно, почему именно адвокат является стороной, противостоящей государственному обвинителю в уголовном судопроизводстве. Признанное равенство прав адвоката и представителя государства соответствует равенству адвокатуры и государства при защите прав человека и гражданина. Следует согласиться с высказыванием "Если прокуратура — адвокат государства, то адвокатура — защитник гражданского общества"1. Таким образом, отнесение адвокатуры к институту гражданского общества призвано показать, с одной стороны, независимость ее от государства, а с другой — равенство адвокатуры и государства в смысле ст. 19 Конституции, провозглашающей равенство всех пред законом и судом.

Состязательность и равенство сторон в процессе есть равноправие гражданина и государства, их паритет и равные возможности в отстаивании своих прав и интересов. А принимая во внимание, что интересы гражданина, как правило, представляет адвокат, то очевидно, что это означает равенство адвоката и государства. Равенство государства и адвокатуры, а также независимость последней являются важными условиями существования адвокатуры как защитника прав и свобод человека и гражданина.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся (Страсбург, 9 декабря 1989 г.), документы ОБСЕ и ООН предусматривают обязанность государства по соблюдению надлежащей процедуры судопроизводства.

Очевидно, что без поддержки государства становление и развитие адвокатуры как института гражданского общества невозможно. Формирование цивилизованных, приемлемых условий для деятельности адвокатуры — прямая обязанность государства, а среди них — соответствующее мировым стандартам отношение государственной власти к институту адвокатуры.

Обязанность Российской Федерации по обеспечению независимости адвокатов, которые защищают права и свободы граждан, закреплена положениями Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (Москва, 3 октября 1991 г.) и Основными принципами, касающимися роли юристов.

Основные принципы предусматривают следующие обязательства Российской Федерации:

— строго соблюдать учет в рамках национального законодательства практики соблюдения полной конфиденциальности консультаций подзащитных с адвокатом (п. 22);

— обеспечить условия, чтобы юристы могли выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания и неоправданного вмешательства (подп. "а" п. 16);

— не подвергать судебному преследованию и судебным административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозами подобного преследования (подп. "с" п. 16);

— обеспечить юристам гражданский и уголовный иммунитет в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей (п. 20).

Понимание сути этих положений, их духа сегодня особенно необходимо представителям государства — тем, кто в силу своих полномочий отстаивает государственные интересы. Они должны видеть в адвокате партнера, который в равной степени стремится к установлению истины и торжеству права и закона. Однако очевидно, что понимание роли адвокатуры требует изменения правосознания, отхода от стереотипов, сформировавшихся в период советского периода нашей истории. Изменения такого порядка не происходят быстро, а требуют некого временного периода.

В связи с этим следует вспомнить выступление Председателя КС РФ В. Д. Зорькина, в частности его тезис о взаимоотношениях государства и гражданского общества: "Очень важно сказать о правосознании власти. Если власть станет стремиться создавать под себя удобное право, то любая правовая реформа станет не более чем фикцией. Ведь элементы гражданского общества у нас еще в рыхлом состоянии. Отсутствие системы политических партий вместе с отсутствием массового правосознания общества создает колоссальную базу для поворота к неправовому государству. Мы сейчас боремся за господство права. Я верю, что не произойдет перехода к антиправовому государству, но мы нынче находимся в такой точке, когда решается правовая судьба России".

Неудивительно, что любые действия власти, затрагивающие интересы адвокатуры и адвокатов, всегда находятся под пристальным вниманием адвокатского сообщества. Так, широкую дискуссию в адвокатском сообществе вызвали сообщения о неких поправках к законам, отменяющих адвокатскую тайну, или вопросы, связанные с изъятием материалов из адвокатского досье адвоката. Следует согласиться с мнением авторов, что "слабость гражданского общества и обусловленные этим задачи адвокатуры по защите гражданского общества характерны для современной России. Доктрина адвокатуры как защитника гражданского общества — это российская доктрина, определяемая современной ситуацией в стране".

Гражданское общество России сегодня только формируется, и, очевидно, именно адвокатуре как наиболее независимому институту гражданского общества предстоит гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны.

Системе власти, основанной на подавлении личности, конечно, был неудобен институт адвокатуры, который апеллировал к ценностям иного порядка и ставил под сомнение "аксиомы" власти. Кроме того, зачастую адвокат отождествлялся с подзащитным. Полагаем, что несложно было бы предсказать судьбу адвоката, который бы стал защищать "врагов народа". Но было бы несправедливо говорить о том, что подобные эпизоды было свойственны только нашей стране. Отнюдь. История стран с развитой демократии дает нам аналогичные примеры отношения власти к адвокатам.

Исторически сложилось так, что народы и общества проходят в своем развитии различные периоды. Совокупность политических и экономических условий, культура и религия, несомненно, влияют и на то, какое правовое мировоззрение у них формируется. Из этой среды вырастают представители разнообразных профессий, в том числе судьи, сотрудники правоохранительных органов и руководители государства. Они мыслят, думают и поступают так, как им диктует их правосознание. И если сегодня в нашей стране отношение к адвокатам еще нельзя считать в полной степени идеальным, то это связано прежде всего с особенностями "эпохи перемен", которая несомненно минует.

Вступивший в действие 1 июля 2002 г. Закон об адвокатуре отразил в себе демократический настрой общества. Данный Закон пошел по пути ограничения вмешательства государственных органов в деятельность адвокатуры. Он уже не содержит положений о взаимодействии адвокатуры с государственными органами и тезисов о государственном руководстве адвокатурой.

Влияние на кадровый состав адвокатского сообщества государство может оказать только через квалификационные комиссии, в составе которых количество представителей государства (Минфина России) минимально. Вместе с тем роль этих комиссий очень велика, так как они принимают квалификационные экзамены у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также рассматривают жалобы на действия (бездействие) адвокатов.

Независимость адвокатуры в России сегодня отвечает самым лучшим мировым стандартам, и что особо ценно, во многом превосходит их. Это, в частности, подчеркивали многие участники II Всероссийского съезда адвокатов в Москве 8-9 апреля 2005 г.

Деятельность адвокатуры строится на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.

Принцип законности предполагает, что при осуществлении своей профессиональной деятельности адвокат обязан неукоснительно следовать предписаниям законов, всеми силами содействовать тому, чтобы верховенство закона осуществлялось практически. Защищая и представляя права и законные интересы своих доверителей, адвокат обязан использовать все свои знания и профессиональные навыки.

Независимость адвокатуры является гарантией выполнения адвокатом своих обязанностей и защиты прав и свобод граждан. Принцип независимости имеет два аспекта. Первый — это независимость адвокатуры от мнений, решений или действий органов и должностных лиц, не входящих в систему адвокатуры. Второй аспект принципа независимости состоит в том, что и внутри адвокатского сообщества каждый адвокат, исполняя свои профессиональные обязанности, независим. Адвокат самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.

Принцип самоуправления представляет собой совокупность правил, которые обеспечивают самостоятельное регулирование отношений возникающих в сообществе адвокатов. Так как адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, то самоуправление является необходимым элементом функционирования адвокатского сообщества. В чем оно проявляется? Деятельность адвокатских образований осуществляется на основе решений органов адвокатской палаты, которые формируются в порядке, определенном законом. Например, высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание (конференция) адвокатов. На собрании (конференции) адвокаты сами выбирают органы управления адвокатским сообществом, а решения этих органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. На собрании (конференции) адвокаты самостоятельно решают различные вопросы самоуправления, например такие, как избирание совета адвокатской палаты, членов квалификационной комиссии и ревизионной комиссии.

Принцип корпоративности подразумевает, что адвокаты объединяются на основе общих интересов — образуют добровольный союз лиц—в целях обеспечения надлежащей защиты граждан и юридических лиц и их доступа к правосудию. Адвокаты, действующие на определенной территории РФ, объединяются в адвокатскую палату субъекта РФ. Единство в рамах палаты обеспечивает особый характер взаимоотношений между адвокатами, который предполагает уважительное отношение к коллегам, исходя из общих интересов и ценностей. Вопросы, стоящие перед тем или иным адвокатским образованием, палатой субъекта РФ или Федеральной адвокатской палатой РФ, должны разрешаться с учетом их целесообразности для адвокатского сообщества в целом, с максимальной пользой для адвокатов. Органы сообщества адвокатов, действующие в период между собраниями (конференциями), осуществляют контроль за соблюдением корпоративных правил адвокатского сообщества. Ярким проявлением корпоративности является возможность самого адвокатского сообщества принимать решение о дисциплинарной ответственности адвокатов. Квалификационная комиссия вправе давать заключение о наличии или отсутствии в действиях адвокатов нарушений норм Кодекса профессиональной этики адвоката.

Лицо, которое в установленном порядке получило статус адвоката, является полноправным членом адвокатского сообщества. С этого момента оно наделяется определенными правами и несет соответствующие этому статусу обязанности, единые для всех членов сообщества. В этом проявляется принцип равноправия.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры.

Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Следовательно, адвокат вправе высказывать свое мнение как по конкретному делу, так и в публичных дискуссиях, по вопросам отправления правосудия и обеспечения прав человека.

Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Адвокаты, члены их семей и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Проведение в отношении адвоката оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе таких оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения лишь в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Исключение составляют лишь случаи обнаружения и изъятия орудий преступлений, а также предметов, запрещенных к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством РФ.

Важным условием обеспечения доверителей профессиональной юридической помощью является гарантирование адвокатской тайны.

Адвокат не подлежит вызову и допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Это положение запрещает использовать в отношении адвоката нормы УК, позволяющие получать свидетельские показания под угрозой привлечения к уголовной ответственности за заведомо ложные показания и за отказ от дачи показаний (соответственно ст. 307 и 308).

Обязанность адвоката хранить адвокатскую тайну закреплена в п. 5 ст. 6 Закона об адвокатуре и является гарантом надежности адвоката и основанием доверия к нему. Однако без достаточной гарантии со стороны государства практически реализовать это положение невозможно. Статья 46 Конституции РФ устанавливает, что судебная защита прав и законных интересов — важнейшая их гарантия. Механизм судебной защиты приходит в движение в силу внешней инициативы, которая чаще всего опирается на юридическую помощь адвоката. В связи с этим небезынтересно проследить взаимодействие адвокатуры и судебной власти.

Адвокатура для бизнеса в советский период не формировалась, так как не было экономических предпосылок для такого развития. Юридическая защита предпринимательства как новое направление для адвокатуры стало развиваться в период реформирования страны в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века. К числу адвокатских структур, работающих в этом направлении, можно отнести "Московский юридический центр". Он предложил те виды юридической помощи, которых раньше не было в арсенале адвокатов.

Однако этот процесс развивается не так динамично. Деятельность адвокатов в настоящее время связана в основном с выполнением поручений в уголовном и гражданском судопроизводстве. При этом участие адвокатов в гражданском судопроизводстве в 3—4 раза ниже, чем в уголовном, хотя наблюдается динамика в пользу роста поручений по гражданским делам. Также увеличился объем работы адвокатов в арбитражных судах.

Бизнес-адвокатура, несомненно, имеет перспективы для роста. Если сравнить количество адвокатов в таких крупных городах, как Нью-Йорк и Париж, то их в пять раз больше, чем в России в целом. Факторами для развития являются, с одной стороны, рост предпринимательской активности граждан, и, с другой — рост численности членов адвокатского сообщества. В связи с этим очевидно, что адвокатское сообщество нуждается в разработке соответствующих научных рекомендаций и методических пособий.

Мы подробно рассматривали эволюцию отношений адвокатуры и системы общих судов. Теперь остановимся на вопросах их взаимодействия, вернее, взаимного влияния.

Судебная власть в России представлена тремя ветвями — система общих судов, система арбитражных судов и система конституционных (уставных) судов. Суды общей юрисдикции рассматривают все уголовные дела, большинство гражданских дел и дел об административных правонарушениях. Именно поэтому с ними в значительной степени вступают во взаимоотношения адвокаты.

Изучение действующего законодательства позволяет отметить различие в статусе судей и адвокатов. В связи с этим представляет интерес вопрос, как отражается различный правовой и социальный статус судей и адвокатов на их взаимоотношениях и взаимном влиянии на кадровый состав адвокатуры и судейского корпуса, инициирования дисциплинарной ответственности и взаимодействия при рассмотрении служебных проступков, влияние на реализацию профессиональных полномочий и характер установок профессиональной этики, ограждающих авторитет адвоката и судьи.

В квалификационные комиссии при адвокатских палатах входят представители от судов субъекта РФ, тем самым они могут оказывать свое влияние на кадровый состав адвокатуры. В свою очередь в состав судейских квалификационных коллегий адвокаты не входят.

Судьи также могут влиять и на дисциплинарную практику советов адвокатских палат путем вынесения частных определений. В свою очередь и адвокаты могут реагировать на неправильное поведение судей. Для чего они подготавливают ходатайства, жалобы и обращения в органы судейского сообщества.

Следует сказать о независимости адвокатуры и суда. Независимость суда предопределена Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации": "Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону". В свою очередь и статус адвоката четко определен законодателем (АПК, ГПК, УПК), где описан объем его полномочий, реализация которых не зависит от усмотрения суда, кроме того, суд обязан создавать условия для реализации прав участникам процесса. В таких условиях деятельность адвоката всецело процессуально независима от суда.

Что особенно интересно. Верховный Суд СССР всегда уделял внимание соблюдению судами прав защитников1. Это лишний раз подчеркивает, что судебная практика, обеспечивавшая защиту прав личности в судопроизводстве, развивалась по демократическому направлению, стремясь, насколько это было возможно в условиях советского периода, расширить права личности — право на защиту с участием адвоката — профессионального защитника.

Взаимоотношение адвокатуры и судов, исторически сформировавшееся как отношение подчинения адвокатуры государственным органам, постепенно трансформируется в партнерские отношения. Сегодня адвокат получил права, которые не могут быть поставлены на усмотрение суда. Скажем больше, суды высших инстанций становятся на сторону адвоката, защищая его процессуальные права и учитывая их значение для укрепления законности в сфере правосудия.

Возможность влияния общих судов на культуру профессиональной деятельности адвокатов и кадровый состав адвокатуры очевидна, устранение адвокатов от участия в квалификационных коллегиях судебного сообщества оценивается адвокатами как неудачное решение.

Адвокатское сообщество и адвокат как его представитель, участвуя в рассмотрении дел в судах, с профессиональной точки может оценить мастерство и профессионализм судьи, накопленная им информация о деятельности судей, конечно же, может быть полезной для решения кадровых вопросов судебной системы.

Суд является органом государственной власти, а адвокатура — институтом гражданского общества. Их явное несомненное различие, тем не менее, позволяет говорить об их духовном родстве, единой миссии — защите прав и свобод граждан Российской Федерации. Поэтому в целях выполнения этой задачи взаимодействие судебного сообщества и адвокатуры должно строиться на основе взаимопонимания и равного публично-правового статуса в государственной системе.

Рассмотренные вопросы взаимоотношений адвокатуры и государства позволяют говорить о стойкой тенденции к пониманию государством и его представителями роли адвокатов и созданию им приемлемых условий для выполнения своей функции — оказания квалифицированной помощи и защиты прав граждан, их объединений и общества в целом.

Без необходимого удаления адвокатуры от органов государственной власти выполнение ею своей миссии невозможно. Вместе с тем, создавая условия реализации судебной защиты, предусмотренной ст. 46 и 48 Конституции РФ, адвокатура выполняет и функцию участника государственной правоохранительной деятельности и правосудия. Из единства этих, казалось бы, полярных составляющих и формируется общественная значимость адвокатуры.

Закон об адвокатуре вывел отечественную адвокатуру из кризисного состояния и определил новый этап в ее развитии. Закон, по мнению Советника Президента РФ В. Ф. Яковлева, "профессионально подготовлен и обеспечивает необходимый баланс интересов общества и человека, адвоката и клиента"1.

Государство и общество заинтересованы в сильной, профессиональной и независимой адвокатуре, и это непосредственно следует из содержания норм и духа закона.