Административные наказания за совершение таможенных правонарушений

Охранительные нормы гл. 16 КоАП содержат перечень санкций (наказаний), являющихся мерой ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела. Правила установления и назначения административных наказаний рассмотрены в гл. 3 и 4 КоАП. Общее определение административного наказания содержится в ст. 3.1 КоАП. Из него следует, что административное наказание за нарушение таможенных правилэто установленная государством санкция, применяемая уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере таможенного дела.

Меры административной ответственности применяются как в карательных целях, так и в целях общей и частной превенции: для предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Карательная природа административного наказания состоит в том, что правонарушитель лишается какого-либо субъективного права (лишение права собственности при назначении конфискации товаром и транспортных средств) или на него возлагаются специальные "штрафные" обязанности.

Статьей 3.2 КоАП установлено девять видов административных наказаний, которые перечисляются в порядке от менее к более суровым:

— предупреждение;

— административный штраф;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

— административный арест;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

— дисквалификация;

— административное приостановление деятельности;

— обязательные работы.

Учитывая особенности и экономическую природу нарушений в сфере таможенного управления, законодатель в санкциях статей гл. 16 КоАП ограничивается применением только трех видов административных наказаний, таких, как:

• предупреждение;

• административный штраф;

• конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

При этом предупреждение и административный штраф являются основными видами наказаний, тогда как конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — дополнительным, т.е. может выступать в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Смысл данного деления состоит в возможной комбинации назначения различных наказаний за совершение одного правонарушения с целью достижения максимального соответствия мер ответственности степени общественного вреда совершенного правонарушения. Согласно ст. 3.3 КоАП за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Рассмотрим характеристики административных наказаний, предусмотренных в области нарушения таможенных правил.

Предупреждениемера административною наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП).

Устное предупреждение, замечание или порицание правонарушителя не могут рассматриваться как административное наказание. Данное наказание играет профилактическую роль. Оно относится к наказаниям морального характера, состоит в том, что уполномоченные должностные лица таможенных органов официально разъясняют лицу противоправный характер его действий, требуя их прекратить, устранить допущенные нарушения, и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Наказание в виде предупреждения содержится в административном законодательстве всех государств — членов Таможенного союза (ст. 45 КоАП Республики Казахстан и ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь). Очевидно, что данное наказание назначается за административные правонарушения, обладающие минимальной степенью общественной опасности. В гл. 16 российского КоАП санкции в виде предупреждения содержатся только в четырех статьях, которые связаны с нарушением режима нахождения лиц в зоне таможенного контроля (ст. 16.5), несоблюдением порядка таможенного транзита (ст. 16.10), нарушением правил предоставления отчетности о товарах в таможенный орган (ст. 16.15) и нарушением правил предоставления в таможенный орган информации об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (ст. 16.23).

Предупреждение применяется как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц — участников ВЭД.

Порядок исполнения административных наказаний регламентирован в гл. 32 КоАП. Статья 32.1 определяет, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в установленном законом порядке.

Административный штраф — относится к наказаниям имущественного характера и является денежным взысканием в доход государства в пределах, установленных законом. Административный штраф является наиболее часто применяемым видом наказания в области таможенного дела, предусмотрен санкциями всех статей гл. 16 КоАП, применяется к юридическим, физическим и должностным лицам. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Величина административного штрафа устанавливается:

• в фиксированном размере;

• в величине, кратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, и не может превышать трехкратный размер указанной стоимости (п. 3 ст. 3.5 КоАП);

• в величине, кратной сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения таможенных пошлин и налогов, сборов, и не может превышать се трехкратный размер.

На основании п. 3 ст. 3.5 КоАП размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет государства в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Правила исполнения наказания в виде административного штрафа описаны в ст. 32.2 КоАП и предусматривают уплату штрафа непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности, и не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и административный штраф, относится к имущественному наказанию (п. 1 ст. 3.7 КоАП) и является принудительным безвозмездным обращением в государственную собственность не изъятых из оборота вещей. Анализ норм гл. 16 КоАП указывает на то, что в ее пределах данный вид наказания используется широко и предусмотрен санкциями 11 статей из 24.

Конфискация назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие товаров, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.

Предметом конфискации являются товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметом административного правонарушения.

Данный вид наказания применяется в отношении физических и юридических лиц, не применяется в отношении должностных лиц.

Постановление судьи о конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.

Глава 4 КоАП закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае назначения наказаний при нарушении таможенных правил:

• административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение;

• при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

• при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

• назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;

• никто не может нести административную ответственность дважды за одно административное правонарушение.

При назначении наказания учитывается система факторов субъективного и объективного характера, позволяющая уполномоченным должностным лицам таможенных органов и судов не применять административные наказания к лицам, допустившим нарушение таможенных правил:

1) при выявлении признака малозначительности правонарушения должностные лица при разрешении дела могут освобождать виновных лиц от наказания, ограничившись устным замечанием (ст. 2.9 КоАП). Малозначительность связана с причинением малого материального и нематериального вреда нарушенным общественным отношениям. Критерии малозначительности таможенных правонарушений в законе не определены, это категория оценочная и формируется в процессе правоприменительной деятельности;

2) при отсутствии какого-либо элемента состава правонарушения, не позволяющем оценивать событие как наказуемое деяние:

• недостижение физическим лицом 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП);

• невменяемость лица, которая характеризует психическое состояние физического лица, заключающееся в неспособности по состоянию здоровья, уровню социально-психического развития осознавать фактический характер своих действий и их вредность, а также руководить ими в момент (или во время) совершения правонарушения и тем самым нести ответственность (ст. 2.8 КоАП);

• действие в состоянии крайней необходимости, т.е. причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП);

• наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства). Это события, вредные последствия которых не могли быть предотвращены лицом всеми доступными ему средствами. К таковым относятся явления стихийного характера. Наличие подобных обстоятельств подлежит обязательному доказыванию самим субъектом правонарушения. Например, ст. 157 ТК ТС предписывает соблюдение обязательной последовательности действий таможенным перевозчиком в случае действия непреодолимой силы, за несоблюдение которой предусмотрено наказание по ст. 16.6 КоАП: принять все необходимые меры для обеспечения сохранности транзитных товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств, перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган на территории Таможенного союза либо иное место, указанное таможенным органом;

• смерть физического лица, в отношении которого возбуждено административное производство.

Для максимально справедливого назначения наказания необходимо руководствоваться принципом индивидуализации наказания с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, приводится в законе (ст. 4.2 КоАП) и является примерным, так как лицам, уполномоченным рассматривать административные дела, предоставлено право признавать смягчающими иные не указанные в законе обстоятельства.

Учет обстоятельств, смягчающих административную ответственность при назначении административного наказания, основывается на принципах:

• гуманности права, например, при совершении административного правонарушения в состоянии аффекта несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;

• поощрения позитивного поведения правонарушителя, например: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

Перечень отягчающих обстоятельств установлен в ст. 4.3 КоАП, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. По своему содержанию отягчающие обстоятельства относятся к характеристике содеянного, увеличивающей степень его общественной опасности. Например, вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, совершение административного правонарушения группой лиц, совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Отягчающим обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, но которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП, т.е. срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (в течение года со дня окончания исполнения лицом административного наказания).

При назначении административного наказания необходимо учитывать порядок действия административного законодательства во времени. Особое значение этот фактор приобретает в случае издания акта амнистии и отмены закона, установившего административную ответственность, что исключает возможность наказания виновного лица. В административном законодательстве действует общий принцип действия норм во времени: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ст. 1.7 КоАП). Однако закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение (либо иным образом улучшающий положение лица), имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Особое внимание при назначении наказания следует уделять оценке таких временных характеристик правонарушений, как сроки давности. Истечение этих сроков является исключающим фактором для назначения наказания (ст. 4.5 КоАП) либо исполнения наказания (ст. 31.9 КоАП).

В первом случае речь идет о сроке давности привлечения к административной ответственности, а во втором — о сроке давности исполнения постановления о назначении административного наказания. По таможенным правонарушениям первый из них составляет два года с момента совершения правонарушения (либо выявления правонарушения), а второй — два года с момента вступления постановления в силу.

Для правильного исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил особое значение имеет отнесение правонарушений к длящимся с учетом формы деяния (действие или бездействие).

Особенности определения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил приведены в табл. 11.2.

Таблица 11.2

Тип и форма правонарушения

Начало отсчета срока давности

Пример нарушения таможенных правил

Не длящееся в форме действия

День, следующим за днем нарушения таможенных правил

Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, нарушение режима зоны таможенного контроля и т.д.

Не длящееся в форме бездействии

День, следующий за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности в сфере таможенного дела

Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений, невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами

Длящееся (действие, бездействие)

День обнаружения нарушения таможенных правил

Недекларирование товаров и (или) транспортных средств, недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ

Закон определяет единственное основание приостановления срока давности: при удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется административное производство, о рассмотрении дела по месту его жительства (п. 5 ст. 4.5 КоАП).