Лекция 27. Административное управление и административно-правовое регулирование в области труда и социальной защиты

В России в мае 2012 г. состоялся возврат к формированию существовавшей в 1990-х гг. организационной системы административного управления и административно-правового регулирования, получившей наименование "Труд и социальная защита". Ее предметную основу составляют соответственно две гуманитарные области: труд и социальная защита. В управленческую часть указанной системы входят Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и подведомственная ему Федеральная служба по труду и занятости.

Труд - это осознанная и целесообразная деятельность человека, людей, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения их собственных потребностей, на производство товаров и услуг. Наряду с землей, капиталом и человеческими ресурсами труд относят к основным факторам производства.

Из приведенного определения видно, насколько важное общественное значение имеет труд для социума. Поэтому социум на всех своих уровнях, в том числе отдельного человека, трудовых коллективов, предприятий, их объединений, комплексов, регионов и государства, с объективной необходимостью вынужден постоянно заниматься организацией труда. Анализ исторического опыта убеждает, что любое общество, государство, желающие быть успешными и процветающими, обязаны прилагать огромные усилия, направленные на создание и обеспечение надлежащих условий труда, его охрану, регулирование и управление. В этих целях национальные общества и государства, предпринимательские сообщества и структуры, общественные объединения создают соответствующие социальные институты, в частности органы, занятые регулированием труда и трудовых отношений. Одним из видов таких органов являются министерства труда.

Ключевое значение для понимания категории "социальная защита" имеют конституционные положения о Российской Федерации как социальном государстве. В связи с этим ее политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Она призвана охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [27. Ст. 7].

Конституция РФ дает основания выделить в социальной сфере два вида отношений: 1) отношения, связанные с трудом и обусловленные им; 2) отношения социальной защиты, включающие поддержку развития социальных институтов, поддержку категорий граждан, особо нуждающихся в ней. Первый вид отношений - это отношения по поводу труда, его оплаты, условий и охраны труда, обеспечения занятости населения. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими такие отношения, являются ТК РФ и ряд других федеральных законов [51]. Второй вид отношений включает поддержку развития социальных институтов и поддержку категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Социальная защита предполагает установление системы социальных гарантий в целях повышения качества жизни и жизнедеятельности указанных категорий граждан (в том числе пенсий, пособий, натуральных выплат, иных мер).

Социальная защита охватывает и социальное обслуживание, предусмотренное Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [205. Ст. 1].

Отношения в области труда и социальной защиты регулирует ряд международных правовых актов, например Конвенция № 122 Международной организации труда "О политике в области занятости" (1964 г.) [12].

Законодательное регулирование области труда и социальной защиты осуществляют многочисленные федеральные законы и законы субъектов РФ. Федеральные законы, направленные на регулирование отношений, связанных с трудом и обусловленных им, определяют: 1) основы осуществления трудовой деятельности, социального партнерства и социального страхования; 2) государственную политику содействия занятости населения; 3) основы государственной гражданской службы; 4) основания возникновения права на альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву и порядок ее прохождения; 5) основания возникновения и порядок реализации нрава граждан на трудовые пенсии [12; 51; 69; 101; 167; 179].

Законодательное регулирование области социальной защиты осуществляется не меньшим числом федеральных законов, чем область труда. Федеральные законы, направленные на регулирование отношений, связанных с трудом и обусловленных им, определяют: 1) основы осуществления трудовой деятельности, социального партнерства и социального страхования; 2) государственную политику содействия занятости населения; 3) основы государственной гражданской службы; 4) основания возникновения права на альтернативную гражданскую службу взамен военной службы по призыву и порядок се прохождения; 5) основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии [51; 69; 101; 167; 179].

Федеральные законы, направленные на регулирование отношений социальной защиты, устанавливают: 1) основы социального обслуживания населения; 2) правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при формировании гарантий получения минимальных денежных доходов, а также осуществлении других мер социальной защиты граждан; 3) основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным лицам, нуждающимся в повышенной социальной защите; 4) основные гарантии прав и законных интересов ребенка; 5) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях обеспечения таким семьям условий для достойной жизни; 6) общие принципы, ОГЛАВЛЕНИЕ и меры поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) государственную политику в области социальной защиты инвалидов; 8) основы организации системы опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами [83; 94; 95; 131; 155; 196; 204; 205; 207].

Нормативное правовое регулирование в области труда и социальной защиты осуществляет Президент РФ путем издания соответствующих указов. Например, его Указом от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране [231. Разд. 1].

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти осуществляет административное управление и административно-правовое регулирование в области труда и социальной защиты посредством осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности. Представление о его управленческой и регулятивной деятельности в рассматриваемой области дает ознакомление с ОГЛАВЛЕНИЕм ряда принятых им нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового статуса и компетенции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области труда и социальной защиты [333; 359].