Лекция 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных признаков. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.

Все разновидности административного принуждения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения, и этим административное принуждение отличается от служебно-дисциплинарного принуждения, связанного с применением различных и разнообразных мер дисциплинарной ответственности.

По своему содержанию и непосредственной цели их применения все предусмотренные ныне действующим законодательством меры административного принуждения можно разделить на пять видов:

административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств (например, реквизиция, карантин, резервация, установление режима запретных зон и закрытых территорий, различные ограничения и запрещения на осуществление определенных действий (по проведению демонстраций, уличных шествий и т.д.). Непосредственной целью осуществления уполномоченными на то органами исполнительной власти перечисленных и подобных им административно-предупредительных мер является государственная и общественная необходимость преодоления каких-то мешающих нормальной жизнедеятельности общества особых экстраординарных обстоятельств);

административные меры контрольно-предупредительного характера (например, обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т.д.), все меры разрешительной системы, лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, квотирование экспорта и импорта определенного вида товаров и продукции, досмотры транспортных средств, ручной клади и багажа пассажиров авиационного транспорта и др.);

меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (обе эти группы мер административного принуждения применяются при отсутствии правонарушений и, следовательно, к законопослушным гражданам и организациям, поэтому требуется особая осторожность, четкость и обходительность органов и должностных лиц государственной исполнительной власти с теми субъектами, к которым применяются эти меры).

К мерам административного пресечения правонарушений и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся, например, прекращение работ и приостановление деятельности отдельных предприятий и организаций или их частей, применение специальных средств, оружия и физической силы работниками МВД, ФСБ, полиции и других силовых структур, меры административного надзора за некоторыми лицами, оцепление (блокирование) отдельных участков местности, домов, дворов и некоторые другие аналогичные по своему предназначению меры, а также перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление (ст. 27.2); 2) административное задержание, протокол об административном задержании (ст. 27.3–27.5); 3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.7– 27.9); 4) изъятие вещей и документов (ст. 27.10–27.11); 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида (ст. 27.12), 6) освидетельствование и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12); 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, задержание судна, доставленного в порт РФ (ст. 27.13, 27.13.1); 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, (ст. 27.14); арест судна, доставленного в порт РФ (ст. 27.14.1); 9) привод (ст. 27.15); 10) временный запрет деятельности (ст. 27.16); 11) залог за арестованное судно (ст. 27.18); 12) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации (ст. 27.19).

Непосредственная цель применения всех мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административном правонарушении – предотвращение вредных последствий уже совершенного правонарушения или же пресечение в самом зародыше начинающегося правонарушения, недопущение его развития и превращения в более серьезное и тяжкое по своему содержанию и последствиям правонарушение;

административно-восстановительные меры (в современный период не имеют систематизированного источника и применяются на основе разноуровневых нормативных правовых актов). Так, например, применение такой административно-восстановительной меры, как депортация осуществляется в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Ее реализация предопределена отсутствием у иностранных граждан и лиц без гражданства законных оснований для пребывания или проживания на территории Российской Федерации. Вместе с тем применение депортации в административно-властном порядке органами внутренних дел по отношению к подвластным субъектам в целях восстановления правомерного состояния позволяет отнести ее именно к мерам административного принуждения восстановительного характера.

Административно-восстановительные меры применяются как в отношении правонарушителей, так и иных лиц, не совершавших правонарушение, но не выполнивших возложенные на них юридические обязанности. Субъектами применения административно-восстановительных мер выступают органы административной юрисдикции и их должностные лица.

В соответствии с действующим законодательством мерами, обладающими присущими административно-восстановительному принуждению признаками, являются: 1) возложение обязанности возместить причиненный административным правонарушением вред (ст. 4.7 КоАП РФ); 2) депортация; 3) аннулирование лицензии или разрешения (например, ст. 22 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-Φ3 "Об экспортном контроле" или п. 3, 4 абз. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии"; 4) вынесение предписаний об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства (подп, "е" и "з" п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ΦЗ "О защите конкуренции"), а также некоторые другие меры.

Таким образом, современное законодательное регулирование предполагает возможность обособления в качестве самостоятельной группы мер административного принуждения административно-восстановительных мер, применяемых в целях восстановления прежнего, существовавшего до правонарушения, правового положения, возмещения причиненного правонарушением ущерба, защиты права, принадлежащего управомоченному, как, в связи с совершенным правонарушением, так и на неделиктной основе, ввиду необходимости восстановления объективно нарушенных прав;

меры административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений. Административные наказания, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкции за совершение конкретного административного правонарушения.