Административное право стран бывшего социалистического лагеря и СНГ

После обретения независимости республиками бывшего СССР страны СНГ начали вырабатывать законодательство, учитывающее новые экономические реалии. Внутреннее государственное устройство в этих странах развивалось по-разному, и административное право претерпело значительные изменения.

В первую очередь правовые реформы во вновь образованных государствах коснулись гражданского и экономического права, и только когда административные органы и ведомства были постепенно переориентированы на новые условия хозяйствования, последовала реформа административного права.

Такое положение, когда в западноевропейских правовых системах разрабатывались правовые вопросы соразмерного участия и заслушивания гражданина в административном споре, а советские юристы занимались главным образом внутренней организацией административных органов и правилами издания и исполнения повсеместно действующих административных распоряжений, оказало влияние на дальнейшее развитие основ общего административного права.

И сегодня особую проблему для стран СНГ представляет разграничение частного и публичного права. При рассмотрении частноправовых и публично-правовых правоотношений действуют различные принципы и правила.

Следует отметить, что большинству стран СНГ приходится создавать и совершенствовать новое, собственное административное законодательство. Исключение составляет лишь Германская Демократическая Республика (ГДР), воссоединившаяся после распада СССР и Варшавского договора с ФРГ и воспринявшая полностью ее правовую систему. Многие вышеназванные страны берут за основу положения германского права и адаптируют в своем законодательстве. Германское право для разграничения частноправовых и публично-правовых отношений использует различные критерии и определения. Однако в большинстве случаев классификация спора не является проблематичной, решения административных органов обязательны для граждан, а лицо, к которому обращено административное распоряжение, должно исполнить его или обжаловать. Правовые отношения, возникающие вследствие того, что государственные органы приказывают, разрешают или предоставляют гражданину что-либо, традиционно обозначаются в немецком административном праве как отношения подчиненности гражданина государственной власти. Такая оценка основана на том, что государственные и административные органы действуют в интересах общества и могут без предварительного согласия с гражданином принимать решения и отдавать приказы.

Публично-правовые нормы наделяют государственные и административные органы полномочиями, позволяющими им не только быстро и эффективно выполнять свои функции, но одновременно с этим осуществлять вмешательство в защищаемые конституцией основные права граждан.

Германское право отвечает на некоторые ключевые вопросы общего административного права исходя из данного законом определения "административный акт" (административный акт – любое распоряжение, решение или другая мера государственной власти, издаваемое органом государственной власти с целью урегулирования отдельного конкретного случая в сфере публичного права и обладающее внешним воздействием).

Любой административный акт можно обжаловать в течение определенного срока, по истечении которого акт вступает в постоянную силу, и тогда даже само ведомство, издавшее этот акт, вправе отменить его только при наличии предпосылок, перечисленных в законе об административных процедурах.

Преимущество единообразного регулирования формы действия административного акта состоит в том, что в интересах гражданина закон в каждом случае предоставляет ему наиболее важные права (например, право на заслушивание, право участия, право на ознакомление с документами и т.п.), причем это касается также простых или неформальных административных процедур.

В Германии наряду с законом об административных процедурах (принят в 1976 г. в ФРГ) существует закон об административном судопроизводстве (с 1959 г.). Там же были введены независимые, отделенные от обычной подсудности специализированные административные суды.

Такое разделение переняли Грузия и Армения, но без введения специальных административных судов. Например, в Грузии для рассмотрения административных споров при обычных судах были созданы специализированные коллегии.

В Польше, Чехии, Словакии и Венгрии имеют место как закон об административных процедурах, так и закон об административном судопроизводстве, или особые главы в гражданском процессуальном кодексе, несмотря на то что в двух последних странах нет особых административных судов.

В германском праве действует общее правило, в соответствии с которым лицо, считающее, что его субъективные права были нарушены, вправе обжаловать административный акт и подать иск в суд.

Административное решение, обжалованное гражданином, во многих правовых системах сначала рассматривается самим издавшим его органом (право самостоятельного изменения вынесенного решения). Если орган не отменяет своего первоначального решения, он должен передать требование об обжаловании в вышестоящий орган.

Во многих европейских странах важную роль играет досудебная процедура обжалования в самом административном органе. Она должна проводиться в каждом случае обжалования; возможности последующего обращения в суд, соответственно, ограничены. В Грузии и Армении досудебная процедура обжалования признана факультативной. Это сделано с целью предоставления гражданину возможности сразу подать иск в суд, чтобы получить быструю и эффективную правовую защиту. Отлагательное действие обжалования также является правилом: исполнение обжалованного административного решения приостанавливается.

В германском праве досудебная процедура обжалования (производство по протесту) предусмотрена только для определенных публично-правовых споров. Исходя из вида иска, различают две правовые ситуации: 1) обжалование административного акта или требование затронутого лица обязать административный орган издать желаемое для него решение. В этом случае сначала следует досудебное производство по протесту; 2) рассмотрение какого-либо иска: иска об исполнении обязательства, иска о бездействии или иска об установлении правоотношения. Федеральный конституционный суд ФРГ установил, что внутренняя административная процедура по протесту не может заменить административно-судебную правовую защиту. В большей степени сказанное можно отнести к правовым системам, в которых подобные досудебные процедуры обжалования были введены совсем недавно.

Исполнение административных решений имеет некоторые особенности: во-первых, могут быть применены средства принуждения, призванные побудить обязанное лицо к совершению требуемых действий; во-вторых, исполнение действий может быть поручено третьему лицу, издержки которого обязанное лицо должно возместить.

В Казахстане 2 ноября 2000 г. был принят Закон Республики Казахстан № 107-II "Об административных процедурах", состоящий из 25 статей, который за последние пять лет был дополнен тремя статьями, содержащими требования к порядку рассмотрения и разрешения обращений граждан, оказания государственных услуг (в том числе и электронных).

Согласно Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. № 155-II в 2003–2004 гг. для первой инстанции были введены специализированные административные суды и специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних, однако, в соответствии с сегодняшним распределением судебных компетенций эти суды занимаются главным образом административными правонарушениями и санкциями Кодекса об административных правонарушениях. Публично-правовые споры, касающиеся правомерности вмешательства государственных органов в индивидуальные основные права человека с процессуально-правовой точки зрения, как и в России, регулируются специальными предписаниями Гражданского процессуального кодекса.

Кыргызская Республика в марте 2004 г. приняла Закон об административных процедурах, который устанавливает процедуры, способствующие совершенствованию организации управленческой деятельности административных органов и соблюдению прав и свобод граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, защите личных, общественных и государственных интересов.

К области применения данного Закона относятся регистрация, лицензирование; предоставление гражданам, предприятиям и юридическим лицам льгот; предоставление земельных участков; управление государственным имуществом; предоставление кредитов и субсидий, пенсий и привилегий, жилых помещений; выдача официальных документов, имеющих юридическое значение. Действие Закона не распространяется на дела, регулируемые Кодексом об административных правонарушениях, вопросы государственной службы и принятие нормативных актов, а также на управление финансами и налогами.

Киргизскими правилами об административных процедурах предусматривается предоставление (лишение) таких прав, как лицензии и концессии. В рассматриваемом Законе прописаны три вида административных процедур: личный прием (ст. 29), упрощенная процедура (ст. 30, 31) и рассмотрение дел в заседании (ст. 32–39). Сначала должностное лицо административного органа может решить по своему усмотрению, следует ли рассмотреть дело в ходе устного заседания. Устное рассмотрение дела представляет собой публичную процедуру, включающую исследование доказательств, которое проводится с соблюдением принципа материальной достоверности, может сопровождаться аудио-, видеозаписью и завершается вынесением решения с обстоятельной мотивировочной частью. Принятое в результате таких действий решение может быть обжаловано заинтересованными лицами по выбору: либо в вышестоящем органе, либо в суде (ст. 44). Подключенная к делу вышестоящая инстанция вправе начать рассмотрение вопроса заново. Ее решение по протесту (жалобе) может быть, в свою очередь, оспорено или в самом ведомстве, или в суде (ст. 50). Специально регламентированная "исполнительная процедура" касается только предоставления либо лишения правомочий.

Административный закон Кыргызской Республики, несомненно, ведет к усилению правовой позиции граждан, добивающихся для себя получения или подтверждения определенных, предусмотренных законом правомочий, но суженая сфера применения этого Закона может привести к невозможности реализации процессуальных прав тех граждан, которые не подали заявление о предоставлении им какого- либо правомочия в смысле данного Закона, хотя административный орган своим решением вмешался в их индивидуальные права.

Особый интерес представляет вопрос о том, какими компетенциями для принятия решения должен наделяться суд. Закон Азербайджанской Республики от 30 июня 2000 г. № 846-IIIQ "Об утверждении Административно-процессуального кодекса Азербайджанской Республики", который вступил в силу с 1 января 2011 г., установил судебную подведомственность споров, связанных с административно-правовыми отношениями, процессуальные принципы и правила рассмотрения и разрешения данных споров в суде. В административном суде могут быть рассмотрены иски об оспаривании (отмене или изменении) административного акта, принятого административным органом в отношении прав и обязанностей лица (иск об оспаривании); о возложении на административный орган соответствующего обязательства, связанного с вынесением административного акта; о защите от бездействия административного органа (иски о принуждении); о совершении административным органом определенных действий, не связанных с вынесением административного акта (иски об исполнении обязательства); о защите от незаконного вмешательства, не связанного с вынесением административного акта административным органом и непосредственно нарушающего права и свободы лица (иски о воздержании от совершения определенных действий); о наличии или отсутствии административноправового отношения, а также о признании административного акта недействительным (иски об установлении или признании); о проверке соответствия закону актов нормативного характера, за исключением вопросов, отнесенных к полномочиям Конституционного суда Азербайджанской Республики (иски о соответствии закону); по имущественным требованиям, связанным с решением административных споров, а также по требованиям об оплате компенсации за ущерб, причиненный незаконными решениями (административными актами) или действиями (бездействием) административных органов, а также иски муниципалитетов против действий органов административного контроля или органов административного контроля против муниципалитетов. Принятие в Азербайджане такого Закона, а также вступление в силу Закона об административных процедурах, без сомнения, большой шаг вперед.

Рассмотренные административные законы говорят о том, что реформа административного права в странах СНГ не ограничивается слепым копированием российского и зарубежного опыта, а осуществляется с учетом современных тенденций международного права. Вследствие объективных процессов всеобщей глобализации, интеграции в общие экономические и политические структуры (Всемирная торговая организация, Европейский союз, Таможенный союз, Евразийское экономическое пространство и т.п.) происходит постепенное сближение национальных правовых систем.