Административно-территориальное устройство государства

Под административно-территориальным устройством понимается разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Это понятие показывает характер и особенности взаимоотношения между государством и его составными частями.

Административно-территориальное устройство складывается в течение длительного времени, иногда даже столетий. В его основе лежат экономические, политические, социальные и другие факторы, обязательно учитывается фактическое расселение граждан (подданных) на конкретной территории.

В прямом значении анализируемое понятие применимо лишь к унитарному государству, так как для федерации первично федеративное устройство. В последнем случае собственно территориальное членение присуще субъектам федерации - штатам, провинциям, землям. Совокупность территориальных единиц образует территориальное деление государственной территории. Территориальные единицы являются пространственным пределом функционирования региональных (местных) институтов публичной власти.

Чаще всего государства с большой территорией имеют трехзвенную систему административно-территориального устройства. Так, большая часть Великобритании делится на графства, последние - на округа, а округа состоят из приходов. Во Франции действует четырехзвенная система: департаменты - округа - кантоны - коммуны (общины). Обычно низовой административной единицей является небольшое городское или сельское поселение типа общины (коммуны), а в некоторых афро-азиатских странах такую роль выполняет кочевое племя или род.

В административно-территориальных единицах имеется назначенное должностное лицо, управляющее соответствующей территорией, либо выбранный гражданами представительный орган и назначенное должностное лицо. Представительные органы власти создаются далеко не во всех административно-территориальных единицах.

В небольших по территории и численности населения государствах вообще нет самостоятельных и обособленных административно-территориальных единиц (например, на Мальте, в Бахрейне, Брунее, Науру).

К административно-территориальным единицам примыкают столичные округа, имеющие самостоятельный статус. Они объединяют столицу и ее окрестности (федеральные округа в США, Бразилии и др.). Местное (городское) самоуправление в этом случае ограничено.

Согласно национальным конституционным нормам большой самостоятельностью наделены крупные административно-территориальные единицы - области в Италии (их 20) и Испании (их 17). В этих государствах области выступают как общепризнанные публично-правовые учреждения и обладают более широкими полномочиями, чем субъекты некоторых федераций.

В Португалии основными территориальными единицами являются административные области, муниципии и приходы. Установлен особый политико-правовой режим для отдаленных территорий - Азорских островов и Мадейры (ст. 227 Конституции Португалии).

Автономия в зарубежных странах: понятие и виды

Категория "автономия" происходит от греческих auto - "сам" и nomos - "закон", в буквальном значении - "собственная закономерность". В правоведении и политологии она обозначает широкое внутреннее самоуправление региона (территории) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

Основными видами автономии являются:

o территориальная;

o национально-культурная (персональная).

Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства, независимо от состава населения. Ее суть - во внутреннем самоуправлении определенного региона (территории), имеющего существенные социокультурные, бытовые, исторические, лингвистические, реже - национальные особенности. Она существует и закреплена в законодательстве таких государств, как Великобритания, Испания, Италия, Финляндия. Типичный пример - автономные сообщества в Испании (Страна Басков, Каталония, Андалусия и др.), Корсика во Франции, Аландские острова в Финляндии. Автономные регионы обладают большой самостоятельностью в решении вопросов образования, культуры, социальной сферы, местного хозяйства. Высоким уровнем самоуправления характеризуется статус Гренландии, Фарерских островов, находящихся под суверенитетом Королевства Дания. Практикуются льготы в налогообложении, государственные субсидии местным хозяйствующим субъектам. Представительные органы государственной власти имеют, как правило, ограниченные полномочия. Принимаемые ими акты должны соответствовать общенациональному законодательству. Исполнительные органы власти автономии контролируются в той или иной степени центральным правительством.

Территориальная форма автономии в последние десятилетия утвердилась и в некоторых афро-азиатских государствах (Индия, Китай, Филиппины, Шри-Ланка).

Национально-культурная автономия - это предоставление особых (дополнительных) прав национальным меньшинствам, проживающим разрозненно (дисперсно), для развития и сохранения языка, национальной культуры, традиций, обычаев. Широко, хотя и непоследовательно, она применяется в Западной Европе с 20-х гг. XX в., а после Второй мировой войны - во многих государствах современного мира. Например, проживающие в государствах Запада армяне, курды, турки активно используют эту форму автономии для удовлетворения своих этнокультурных потребностей. Формы национально-культурной автономии - создание и деятельность разнообразных национальных обществ, ассоциаций, фондов, клубов, библиотек, воскресных школ и др.