Административно-правовые акты как форма деятельности субъектов государственной администрации

Административно-правовые акты как форма деятельности субъектов административного права. Существенные признаки административно-правовых актов. Особенности индивидуальных административно-правовых актов. Индивидуальные административно-правовые акты как юридические факты.

Административно-правовые акты являются одной из основных правовых форм деятельности субъектов государственной администрации, обладающих компетенцией и осуществляющих административную власть. Право на их издание закреплено в нормативных правовых актах и носит компетенционный характер.

В советский период истории России административно-правовые акты называли актами управления и рассматривали в качестве юридической формы управленческих решений, поскольку деятельность органов исполнительной власти в условиях господства государственной собственности анализировалась как государственное управление. В современных условиях такой взгляд на акты данного вида возможен лишь в теоретических исследованиях по проблемам управления, где сама категория "управление" имеет предельно широкое толкование, а любой обязательный для других субъектов акт органа публичной, корпоративной или иной власти рассматривается как управленческое решение.

В литературе выделяют ряд следующих наиболее существенных признаков административно-правовых актов. Любой административно-правовой акт может быть только подзаконным, т.е. изданным на основе и во исполнение закона субъектом государственной администрации. Он значительно уступает закону в юридической силе.

По правовой природе административно-правовой акт представляет собой юридически властное волеизъявление субъекта административной власти. Юридическая властность означает обязательность исполнения предусмотренных в акте велений, их императивность для тех субъектов административного права, которым акт адресован.

Административно-правовой акт является односторонним. Это означает, что субъект, принимая акт на основе действующего административного права по собственной инициативе либо предписанию органа государственной власти (должностного лица), выражает во вне свою правовую волю, изъявляет эту волю в одностороннем порядке. Разрешение всех других субъектов на принятие административно-правового акта, согласие субъектов, в отношении которых он будет действовать, не требуется.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения адресатами административно-правовых актов содержащихся в них велений могут быть применены в отношении виновных субъектов административного права меры юридического принуждения и юридической ответственности. Преимущественно используются меры служебного (дисциплинарного) и административного принуждения, дисциплинарной и административной ответственности.

Административно-правовые акты могут быть нормативными и индивидуальными (ненормативными). Нормативный акт устанавливает правила должного и возможного поведения всех субъектов в сфере административного управления и административно-правового регулирования, которым такие правила и сам акт адресованы. Адресаты нормативного административно-правового акта определяются в общей форме (например, граждане) либо обозначаются по каким-то групповым признакам (к примеру, граждане - владельцы автотранспортных средств, граждане - водители таких средств). Нормативные акты не называют своих адресатов по индивидуальному, персонифицированному имени, если их веления не касаются единственного в своем роде субъекта административного права (например, Правительства РФ). Особенности нормативных административно-правовых актов рассмотрены в параграфе 5.3 настоящего учебника. Здесь будет дана более подробная характеристика индивидуальным административно-правовым актам.

Индивидуальные административно-правовые акты направлены на разрешение конкретных ситуаций в сфере организации и деятельности государственной администрации, административного управления и административно-правового регулирования. Они содержат правила поведения для конкретно поименованных субъектов административного права с индивидуализированными признаками, называемых поэтому персонифицированными. Такие акты принимают субъекты административного нрава, наделенные властными полномочиями с целью решения индивидуально конкретных административных дел (вопросов), которые перед ними возникают ежедневно и в большом количестве. Указанные субъекты могут издавать указанные акты во исполнение нормативных и индивидуальных правовых предписаний иных органов государственной власти (должностных лиц), осуществляя тем самым правоисполнительную деятельность.

Очень часто субъекты административного права в процессе принятия индивидуальных актов заняты также правоприменительной деятельностью. Это означает, что на основе вполне определенных нормативных велений административного нрава и в соответствии с ними они разрешают возникающие в их деятельности индивидуально конкретные дела. Примером подобных дел являются назначение гражданина на государственную должность государственной службы, выдача лицензии юридическому лицу на осуществление определенной деятельности, разрешение гражданину приобрести, носить и хранить оружие, регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства, поощрение государственного служащего, административное наказание гражданина или юридического лица. Порядок разрешения перечисленных дел, условия и ОГЛАВЛЕНИЕ их решения регламентированы в нормах права, поэтому, решая такие дела, субъект административной власти действует согласно нормам и применяет их к конкретным юридическим ситуациям.

Индивидуальные административно-правовые акты не только выражают во вне правовую волю принявших их субъектов, но и выступают в правовом регулировании в качестве юридических фактов, т.е. правомерных действий, с которыми право (закон) связывает возникновение, изменение и прекращение определенных (в основном административных) правоотношений.

Группа индивидуальных административно-правовых актов более многочисленна по сравнению с группой нормативных актов. Это объясняется тем, что в практике административного управления и административно-правового регулирования возникает значительно больше оперативных текущих дел, требующих применения нормативных правовых велений, чем нуждающихся в нормативном правовом регулировании. С возвышением иерархического уровня субъектов государственной администрации наблюдается тенденция увеличения в их деятельности доли принимаемых ими нормативных правовых актов и снижения доли индивидуальных актов. С понижением их иерархического уровня заметна обратная тенденция.