Административно-правовой способ

В действующей системе права преобладают два основных способа воздействия на поведение граждан – административно-правовой и гражданско-правовой, императивный и диспозитивный. Их сочетание и взаимодействие в области использования природных ресурсов и охраны всей окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфические методы экологического права.

Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из вертикальных отношений власти и подчинения. Болес полувека господствовала исключительная государственная (общенародная) собственность на природные ресурсы, что естественно обусловливало преимущественно административный, государственный способ управления ими. На него работали преобладающие представления о естественном, "дармовом" происхождении природных благ, отсутствии, как правило, вклада человеческого труда в их появление и существование, отсутствии себестоимости природных объектов и, соответственно, цены за природопотребление. Природные ресурсы становились общественным фондом потребления.

В XXI в. стали видны как положительные, так и отрицательные стороны такого подхода: при едином собственнике природных ресурсов можно было легче планировать ресурсопотребление, координировать природоохранную деятельность, преодолевать эгоистические, корыстные, частнособственнические, сепаратистские инстинкты природопользователей. Однако эти факторы не принесли ожидаемого положительного эффекта, но породили бесхозяйственность, пренебрежение в ряде случаев экономической оценкой природных ресурсов, распространение нравственной и правовой безответственности природопользователей, и в конечном счете – определенное разорение экономики, прежде всего аграрной.

Гражданско-правовой способ

В области природоохранных и природоресурсных отношений имущественный подход (горизонтальный, в отличие от административного – вертикального) приобретает принципиальное значение, поскольку наряду и вместе с земельными участками в гражданском обороте могут находиться растительность, объекты животного мира, древесина; добытые, т.е. извлеченные из недр, полезные ископаемые; пруды, обводненные карьеры.

В конце 1980-х гг. в Российской Федерации был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных, властных методов регулирования экологических отношений к методам преимущественно экономическим. Надо отметить взвешенность этой формулы, означающей постоянное и неизменное функционирование и того, и другого методов, но с преобладанием в различные периоды и с разным успехом одного над другим.

На этом пути за прошедшие два десятка лет сделано немало. Установлена плата за пользование природными ресурсами, за потребление и загрязнение природной среды. Признаются, защищаются равным образом и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и иные природные ресурсы, т.е. постепенно складывается экономический механизм использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, введение материального интереса в использование природных ресурсов для настоящего и будущих поколений и их сбережение.