Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе

Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства: основные отрасли сельскохозяйственного производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции).

Проводимые в России экономические реформы, направленные на создание многоукладной рыночной экономики и конкурентной среды, формирование класса новых собственников, изменили саму суть управляющего организующего государственного воздействия на функционирование и развитие сельского хозяйства, а также правовой статус хозяйствующих в этой отрасли субъектов.

Государственное управление сельским хозяйством происходит в настоящее время путем государственного регулирования агропромышленного производства посредством экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется на следующих основных направлениях: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления, определенные законодательством РФ (см., например Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ΦЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", который устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", регулирующий отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными этим Законом сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства; постановления Правительства РФ от 31 октября 2011 г. № 874 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность, используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения"; от 17 декабря 2010 г. № 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ и развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации).

Правительство РФ осуществляет общую координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), действующих в системе аграрно-промышленного комплекса или имеющих к ней какое-либо функциональное отношение. К числу важнейших направлений правительственного регулирования организации и деятельности аграрно-промышленного комплекса можно отнести разработку федеральных целевых программ стабилизации и развития агропромышленного производства в стране, разработку и реализацию государственной закупочной, налоговой, ценовой, кредитной, страховой, внешнеэкономической политики в отношении агропромышленного комплекса; назначает представителей государства в открытых акционерных обществах агропромышленного комплекса, определяя основы их компетенции; заключает ежегодные соглашения с Аграрным союзом России; определяет виды и порядок ежегодного предоставления различных мер государственной поддержки агропромышленному комплексу.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450, утвердившем Положение о нем, является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводства, карантина растений, мелиорация земель, плодородия почв, регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота табачной продукции, устойчивого развития сельских территорий, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства, товарного рыбоводства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ; в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель Минсельхоз России осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организацию такого контроля, а также нормативно-правовое регулирование по вопросам государственной регистрации новых пищевых продуктов животного происхождения.

В соответствии с определенными функциями Минсельхоз России имеет обширные полномочия, указанные в п. 5 Положения об этом Министерстве.

Контроль, надзор и административная ответственность в агропромышленном комплексе имеет своей целью и социальным предназначением сохранение и преумножение богатств природы, обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей, предупреждение эпидемических и иных небезопасных для человека заболеваний среди животных и растений, обеспечение высокого качества заготавливаемой дня промышленной переработки и длительного хранения сельскохозяйственной продукции.

Правом привлечения к административной ответственности виновных физических и юридических лиц согласно КоАП РФ пользуются находящиеся в ведении Минсельхоза России:

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327, исполняет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных; применяет предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства РФ.

Органы и должностные лица Россельхознадзора уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.8, 7.18, 8.3, 8.6, 8.7, 10.1 – 10.3, 10.12-10.14, 10.6-10.8, ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ:

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), действующее на основании постановления Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства. Росрыболовство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством РФ случаях на территории РФ, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, а также в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.

Осуществляя контрольно-надзорные функции Федеральное агентство по рыболовству и его должностные лица уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11, 8.33, 8.34, 8.36, ч. 2 и 3 ст. 8.37, ст. 8.38, 8.42, 11.6, ч. 1 ст. 11.7, ст. 11.8, 11.9-11.11, 4. 2 ст. 11.17 КоЛП РФ.

Многочисленные органы исполнительной власти, наделенные правом применения административных наказаний, действуют в системе Министерства природных ресурсов РФ (Минприроды России). В ведении Минприроды России как федерального органа управления лесным, водным хозяйством и недропользованием находятся федеральные службы: по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); федеральные агентства: лесного хозяйства (Рослесхоз); водных ресурсов (Росводресурсы) и по недропользованию (Роснедра) (подробнее см. параграф 19.4).