Административная и уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства: основания и порядок привлечения

Субъективные избирательные права, являясь важнейшими политическими правами граждан, требуют повышенной правовой охраны со стороны государства. Именно поэтому на федеральном уровне закреплен целый комплекс правовых норм в уголовном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях, посвященный санкциям за совершение правонарушений в сфере избирательных правоотношений. При этом федеральный законодатель делает специальный акцент на возможности установления ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах только федеральными законами (ст. 79 Закона о гарантиях избирательных прав).

Виды преступлений в избирательной сфере

Глава 19 УК РФ, посвященная преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина, содержит четыре статьи, посвященные преступлениям в избирательной сфере (ст. 141, 141.1, 142, 142.1). К наказуемым уголовным законодательством преступным деяниям относятся:

1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий – воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей (ч. 1 ст. 141 УК РФ). Это деяние имеет и квалифицирующие признаки: воспрепятствование, соединенное с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 141 УК РФ); вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС "Выборы" (ч. 3 ст. 141 УК РФ). Данный состав преступления можно назвать общим по отношению к остальным рассматриваемым составам, закрепленным УК РФ;

2) нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения – передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд, или расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах, или передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд через подставных лиц (ч. 1 ст. 141.1 УК РФ);

3) использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и перечисленных на специальный избирательный счет (ч. 2 ст. 141.1 УК РФ);

4) фальсификация избирательных документов – фальсификация избирательных документов, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, а также кандидатом или уполномоченным им представителем (ч. 1 ст. 142 УК РФ);

5) подделка подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 2 ст. 142 УК РФ);

6) незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (ч. 3 ст. 142 УК РФ);

7) фальсификация итогов голосования – включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей в списках избирателей, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, либо подписание членами избирательной комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов (ст. 142.1 УК РФ).

В качестве санкций за совершение преступлений против избирательных прав граждан УК РФ предусматривает, как правило, штраф, который может достигать суммы в 500 тыс. руб., и лишение свободы сроком до пяти лет.

Порядок привлечения к уголовной ответственности в сфере избирательного права знает целый ряд исключений из общих правил уголовного судопроизводства. Выделяются две группы специальных субъектов привлечения к уголовной ответственности: члены избирательных комиссий с правом решающего голоса и зарегистрированные кандидаты. Другие участники избирательных кампаний привлекаются к уголовной ответственности в общем порядке, установленном УПК РФ. Согласие на принятие решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о возбуждении ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу дает Председатель Следственного комитета РФ либо руководитель следственного органа Следственного комитета РФ соответственно уровню проводимых выборов.