Административная ответственность

Нормативной базой применения административной ответственности является КоАП РФ и законы субъектов РФ, устанавливающие в пределах своей компетенции административную ответственность за конкретные правонарушения.

Административная ответственность рассматривается как применение государственными органами различных видов административного принуждения к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике является административным правонарушением.

Понятие административного правонарушения раскрывается в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Дословно трактуя эту правовую норму, можно сделать вывод, что правонарушение в сфере административного права может совершаться в форме как действия, так и бездействия отдельно взятого лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:

– быть обязательно противоправными, т.е. нарушать отдельные правовые нормы или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права;

– деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, т.е. нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали.

Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что следствием совершения противоправного деяния должно стать наступление неблагоприятных последствий для определенного объекта административного права либо для личных имущественных или неимущественных прав и свобод личности, общества и государства в целом[1].

К сожалению, в гл. 2 КоАП РФ отсутствует вычлененное понятие термина "административная ответственность". Хотя при тщательном анализе ст. 2.1 КоАП РФ обращает на себя внимание то обстоятельство, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания – совершения административного правонарушения.

Руководствуясь гл. 1 КоАП РФ "Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях", следует отметить, что в понятие "административная ответственность" включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, включая негосударственные организации (Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.), направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.

Таким образом, административная ответственность представляет собой реализацию предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц)[2].

Сходные правоотношения и их нарушение относятся также к ведению смежных отраслей права: уголовного и гражданского. Однако по степени тяжести деяний правонарушителей уголовное право регламентирует и запрещает более социально опасные правонарушения: уголовные преступления, а не административные проступки. В свою очередь, гражданское право, гражданский и арбитражный процессы устанавливают иные формы защиты нарушенных прав и свобод граждан и юридических лиц в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

На основании изложенного следует сделать вывод, что в современной России чаще применяется административная ответственность, нежели уголовная, гражданская или какая- нибудь иная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра правовых отношений, регулируемых административным правом.

Административное правонарушение, так же как и уголовное, имеет состав (только не преступления, а проступка), который соответственно включает: объект; объективную сторону; субъект; субъективную сторону.

Данные элементы являются обязательными для полного и законченного состава правонарушения, что немаловажно при рассмотрении компетентными органами дел, вытекающих из административных правонарушений.

Объектом правонарушения является совокупность правоотношений, охраняемых федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях. Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5–11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими и юридическими лицами.

Объективная сторона выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования.

Таким образом, все составы правонарушений, предусмотренные административным законодательством, содержат указания на форму деяния виновного лица, хотя большинство правонарушений и выражаются в форме действия.

Субъектный состав КоАП РФ содержит более широкий спектр по сравнению с уголовным законодательством, поскольку помимо физических лиц дополнен юридическими лицами.

Субъективная сторона правонарушения выражается в виновном характере деяния. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность, в частности административная. Виновность физических и юридических лиц выражается в морально-этическом и психическом отношении конкретного лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Административная ответственность имеет ряд особенностей.

Во-первых, она менее сурова, чем уголовная и не влечет судимости в отношении лица, к которому применена.

Во-вторых, административная ответственность, как правило, применяется специально уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти (например, многочисленными органами исполнительной власти контрольно-надзорного характера). В особо предусмотренных законом случаях меры административной ответственности назначаются судом. Нужно отметить, что перечень дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судом, постоянно расширяется. Это важно для усиления гарантий при применении мер государственного принуждения.

В-третьих, меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами, которым нарушитель не подчинен по службе. Этим административная ответственность отличается от ответственности дисциплинарной.

В-четвертых, процедура применения административной ответственности является более простой и оперативной, нежели в уголовном и гражданском процессах (при соблюдении при этом максимума гарантий законности).

В-пятых, административная ответственность находит выражение в применении особых мер государственного принуждения – административных наказаний. Мерами административной ответственности являются (ст. 3.2 КоАП РФ): предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. В отличие от УК РФ, в котором, как уже говорилось, все наказания за преступления перечислены в определенной последовательности – от менее тяжких к более тяжким, по расположению в перечне видов административного наказания нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из видов административных наказаний.