Административная этика как вид профессиональной этики

Осуществляемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством преобразования в стране отражают и обеспечивают смену стратегических целей государственного и общественного развития, изменение характера взаимоотношений государства и его граждан, основанных на приверженности демократической системе ценностей.

По мере распространения идеи сервисного характера государства, превращения государственной службы из "государевой" в истинно гражданскую и формирования нового образа государственного управления государство и выступающие от его имени органы управления всех уровней начинают рассматриваться и восприниматься гражданами как организации, обеспечивающие услуги, оплачиваемые ими как налогоплательщиками[1]. Это усиливает значимость нравственного аспекта управленческой деятельности, позволяет четко сформулировать не только профессиональные, но и этические требования к работникам всех уровней сферы управления. Именно поэтому во многих странах к социальной страте государственных служащих относят всех, кто работает в государственных и муниципальных органах, организациях и учреждениях и обеспечивает социальные услуги гражданам. В Модельном кодексе поведения для государственных служащих, утвержденном Комитетом министров Совета Европы в 2000 г., термином "государственный служащий" предлагается обозначать любое лицо, служащее в публичном органе.

Стабильное внимание к этической составляющей процесса становления государственного и муниципального управления и реформирования административной системы в России прослеживается в политических, правовых и нормативных документах последнего десятилетия — ежегодных посланиях и указах Президента РФ, концепциях и доктринах, федеральных программах реформирования государственной службы, а также в следующих федеральных законах: "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В интересах реализации принципа единства требований к должностным лицам, обеспечивающим защиту прав и законных интересов граждан в сфере оказания им социальных услуг, актуализируется проблема развития особого вида профессиональной этики — административной этики.

Административная этика — вид профессиональной этики, нормативная дисциплина, в которой систематизируются и формулируются этические принципы, нормы, запреты, правила служебного поведения должностных лиц государственных и муниципальных органов управления, а также органов местного самоуправления, выступающих посредниками в отношениях между государством и его гражданами.

Однако, как замечает Н. Л. Омельченко, "у большинства наших соотечественников сложилось искаженное или не совсем точное представление о том, что означает и чем должна заниматься административная этика... Очень часто, в том числе в учебных изданиях, под термином "административная этика" понимается этикетная сторона деятельности государственных и муниципальных служащих, правила делового этикета"[2]. Иногда в научной литературе понятие "административная этика" сводится к понятию "этика государственной службы", а в качестве ее центральной проблемы выдвигается хотя и важная, но все-таки частная проблема конфликта интересов.

В западных странах административная этика уже достаточно давно считается одним из важнейших способов противодействия коррупции. Разработка и совершенствование стандартов поведения стали почти обязательной составляющей реформ государственного управления. Международные организации, занимающиеся проблемами противодействия коррупции (такие, как ОЭСР, "Transparcncy Int.", Всемирный банк, ООН), уделяют административной этике значительное внимание в своих научных разработках и практических рекомендациях. Управление административной этикой включено в состав учебных курсов крупнейших учебных заведений, занимающихся подготовкой государственных управленцев.

В опубликованных научных трудах — отечественных и зарубежных[3]административная этика рассматривается в качестве одного из видов профессиональной этики, как:

— "профессиональная мораль государственных и муниципальных служащих, которая включает в себя определенный набор ранжированных но важности основных, базовых нравственных ценностей, норм, качеств, предписаний, объективно необходимых для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей"[4];

- наука "о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организациях, в данном случае в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления"[5];

- адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяюще воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления[6];

- нормативная дисциплина, систематизирующая и формулирующая требования общества к нравственному смыслу и социальному назначению деятельности должностных лиц органов управления всех уровней...".

Таким образом, отталкиваясь от этимологии слова "администрация" (англ. administer — управлять, administration — администрация, правительство), можно дать следующее определение понятия административной этики.

Административная этика — вид профессиональной этики, нормативная дисциплина, систематизирующая и формулирующая требования общества к нравственному смыслу и социальному назначению деятельности должностных лиц органов управления всех уровней — от федеральных органов государственной власти до низовых администраций местного самоуправления; как совокупность норм и правил поведения должностных лиц в профессиональной управленческой среде.