Административная этика как наука

Уточнение границ понятия "административная этика" позволяет определить субъект и объект этой отрасли науки, ее цели и задачи.

Первосубъектом науки административной этики выступает общество, обусловливая существо требований к служебному поведению должностных лиц органов государственного, муниципального управления и местного самоуправления. Следовательно, и граждане — налогоплательщики, и избиратели, от имени которых избранные на выборные должности должностные лица исполняют и обеспечивают исполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления в интересах граждан, также являются субъектами административной этики.

Осуществляя правовое закрепление этих требований и механизмов их реализации в правовых актах, законодатель также выступает в качестве субъекта административной этики. Специалисты-профессионалы, систематизирующие в этических кодексах складывающиеся в массовом сознании требования, предъявляемые к нравственной сущности должностных лиц и социальному назначению их профессиональной деятельности, тоже являются субъектами административной этики.

Административная этика изучает как систему нравственных отношений в аппарате всех уровней управления, так и нравственные аспекты профессиональной деятельности должностных лиц.

Таким образом, административную этику можно рассматривать как системное понятие, включающее в свою структуру такие ее подвиды, как этика государственного служащего, .этика муниципального служащего, этика работника органа местного самоуправления, служебная этика руководителя, этика служебных отношений.

Объектом се исследования выступают:

— система нравственных отношений между государством, органами государственного, муниципального управления и самоуправления, с одной стороны, и институтами гражданского общества и гражданами — с другой, а также система внутриаппаратных, корпоративных отношений работников в своей профессиональной среде; взаимоотношения руководителя и подчиненных;

- аппарат государственного и муниципального управления, местного самоуправления; государственная служба как специфическая сфера профессиональной деятельности в органах государственного управления; муниципальная служба;

- государственный, муниципальный служащий, служащий органа местного самоуправления как носители должной административной морали.

Предметом исследования административной этики является мораль должностного лица органов управления, совокупность этических принципов и норм, регулирующих его поведение и деятельность.

Цель науки административной этики заключается в систематизации и формулировании совокупности общих этических требований к должностным лицам аппарата управления, исходя из их миссии общественного служения; уточнении норм служебного поведения должностных лиц и оказании им помощи в их выполнении; информировании граждан о том, какого поведения они вправе ждать от должностных лиц, обеспечивающих защиту их прав и законных интересов и оказывающих им государственные социальные услуги.

Задачи административной этики:

- выявление места и роли морали в системе государственно-управленческих отношений;

— оценка морального состояния персонала управления;

- анализ наиболее типичных нравственных коллизий, конфликта интересов и поиск эффективных путей их разрешения;

изучение основных тенденций и закономерностей нравственного совершенствования аппарата управления;

— разработка кодекса административной этики, включающего систематизированный перечень единых этических принципов, в наиболее общей форме выражающих требования общества к нравственному смыслу и социальному назначению профессиональной деятельности кадрового корпуса всех уровней управления;

- выработка эффективных технологий и механизмов реализации этических требований в управленческой практике.

Административная этика не только анализирует и отражает состояние нравственности государства и его органов управления, но и определяет направление ее развития, условия реализации личности каждого управленца.

С другими видами профессиональной этики административную этику объединяет общая нравственная основа в виде требований общественной морали; характер отношения к трудовому процессу, его участникам, другим трудовым коллективам и обществу в целом.

Однако конкретизация общих нравственных требований в административной этике обусловлена особенностями содержания и социального смысла профессиональной деятельности персонала органов управления. Особый характер субъектно-субъектных отношений, присущий этой профессии, определяет возникновение специфических моральных требований, особенности их взаимодействия и акцептуализации.

Структура административной морали как предмета административной этики, повторяя структуру общественной морали, включает:

- систему этических требований, предъявляемых обществом, и ценностей, относящихся к работе;

— поведение человека при исполнении своих профессиональных обязанностей и правы профессиональной среды, т.е. сознание, объективированное в поступках и социальных отношениях;

- систему самооценок должностных лиц органов управления и оценок их обществом.