Административная этика

Становление российской государственной и муниципальной службы как института общественного служения потребовало выработки ее моральной платформы, основанной на системе этических принципов, норм и правил, вытекающих из се миссии и ценностей, положило начало формированию новой научной дисциплины — административной этики, в рамках которой получили развитие такие направления, как служебная этика руководителя, этика служебных отношений (подробнее об этом см. параграф 2.4).

Общее и особенное в разных видах профессиональной этики

Все виды профессиональной этики объединяют общая нравственная основа в виде требований общественной морали; идея профессионального долга и вытекающей из него ответственности как центральных понятий профессиональной морали; отношение к своему труду, к другим участникам трудового процесса, другим коллективам и обществу в целом.

Вместе с тем различные виды профессиональной деятельности, в силу их разной социальной цены и особого характера субъектно-субъектных отношений, присущих профессиям, в которых объектом профессиональной деятельности выступает человек, отличаются друг от друга не только переакцентировкой основных моральных ценностей, но иногда и их ОГЛАВЛЕНИЕм. Требование правдивости как важнейший этический принцип журналистской этики не может быть применим к врачебной этике, ведущим постулатом которой со времен Гиппократа является сохранение врачебной тайны, обеспечивающее реализацию принципа "Не навреди!", или к адвокатской этике.

Расстановка акцентов в структуре этических требований в профессиональной этике может быть продиктована и происходящими изменениями внешней среды. Например, в Этическом кодексе Американского общества государственного управления (ЛЯРА), принятом 27 марта 1985 г., принцип законности, требовавший соблюдения и отстаивания Конституции страны, конституций штатов и других законов, занимал последнюю, двенадцатую позицию, что для законопослушной страны с ее законопослушными гражданами и чиновниками было естественно и оправданно[1].

Однако в аналогичном кодексе, принятом спустя десять лет, принцип законности перемещается па второе место, отражая изменившееся в этой стране отношение к закону, власти и актуализацию проблемы законности в государственной службе.

Дополнительные нормы могут рождаться, когда задачи профессиональной деятельности требуют отхода от общих нравственных принципов или ранее установленных принципов профессиональной этики. Появление специфических норм поведения в отдельных видах профессиональной этики может быть обусловлено особенностями взаимоотношений профессиональной группы с внешней средой и внутри нее, а также целями, характером и возможными социальными последствиями данной профессиональной деятельности. Так, принципы врачебной, адвокатской или банковской тайны, журналистский принцип тайны конфиденциальной информации вступают в противоречие с принципом объективности и правдивости как одним из важнейших требований общественной морали. Так, Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., обязывает адвоката в целях обеспечения высоких стандартов доверия в отношениях с клиентом соблюдать адвокатскую тайну, проявлять конфиденциальность в отношении сведений, полученных от клиента, не использовать в личных целях полученную от клиента информацию, сохранять конфиденциальность и после завершения дела. Принцип адвокатской тайны установлен законом.

Пример введения новых этических норм, вступающих в противоречие с общепринятыми, находим в новом направлении криминалистики, в которой с 90-х гг. прошлого века стал использоваться гипноз в процессе следствия для опроса свидетелей и подозреваемых с целью раскрытия преступлений. Моральная оценка этого опыта неоднозначна. Психофизиологическое воздействие, направленное не только па активизацию памяти человека, но и на подавление его воли, вступает в противоречие с требованиями Международной конвенции по правам человека, поэтому в криминалистике европейских стран от этой методики ведения следствия отказались. Однако в США, Израиле гипнотическое тестирование успешно практикуется. В США создано даже Национальное общество экспертов по следственному гипнозу, в которое поступают заявки на их привлечение к уголовному расследованию. Американский ученый-криминалист в исследовании "Гипноз в уголовном расследовании" пришел к выводу, что применение гипноза дало почти 80-процентную раскрываемость. Для стран с высоким уровнем преступности, к которым относится и Россия, использование методики гипноза в раскрытии преступлений, по мнению специалистов, чрезвычайно важно в интересах безопасности общества.

Другой пример — всеобщий запрет клонирования человека и связанных с ним исследований эмбриональных стволовых клеток, принятый в виде Декларации большинством голосов на Генеральной Ассамблее ООН, что противоречит важнейшему принципу научной этики, согласно которому бескорыстный поиск истины составляет основу профессиональной деятельности ученого, долг которого — "вопрошать и, если нужно, восставать" (Ч. Сноу).

Различные виды профессиональной этики могут отличаться друг от друга способами сцепления норм и ценностей между собой или с другими регулятивными средствами. Например, в военных уставах и присягах моральные и правовые нормы тесно переплетены, составляя единое целое. Законодательное закрепление этических требований к государственным служащим в правовом акте, осуществленное в некоторых странах (например, в Германии, США, Японии, Канаде и др.), а также в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", составляет одну из отличительных сторон этой профессиональной деятельности.

Различия видов профессиональной этики могут быть обусловлены особенностями характера профессионально-нравственных отношений в данном виде профессиональной деятельности (межличностные отношения у врача, анонимные — у ученого, те и другие одновременно — у журналиста); степенью внутренней противоречивости между интересом развития профессии (например, науки) и возможными социальными последствиями этой профессиональной деятельности (социальной ценой научных открытий).

Анализ различных видов профессиональной этики (в том числе и формирующихся в наше время) позволяет сделать вывод о том, что их появление и развитие является объективным процессом как реакцией общества на изменяющиеся условия, процессы и результаты (возможные последствия) той или иной профессиональной деятельности.