"360-градусная" аттестация

Еще одним экспериментальным методом оценки персонала является "360-градусная" аттестация (социометрический метод оценки, социометрия, круговая оценка и т.д.). Специалисты в области оценки персонала считают этот метод наиболее прогрессивным, но в то же время и наиболее организационно сложным. "360-градусная" аттестация появилась в 1980-е гг. как дополнение к методу управления по целям и предлагала компании альтернативный метод получения необходимой информации о своих сотрудниках и об оценке их работы. К числу компаний, которые впервые внедрили метод "360-градусной" аттестации и применяют его регулярно, можно отнести IBM, "Chrysler", "DuPont", "Disney", "Ford Motor Company", "General Motors", "Hewlett Packard", "Jonson&Jonson", "Xerox" и др.

Метод применяется для отдельных кадровых задач (например, при включении кандидата в кадровый резерв или в рамках тренингов по построению команды) и как дополнение к основной системе оценки (используется для оценки руководителей). Главная его особенность заключается в принципиальном отличии от традиционной системы оценки по модели "руководитель – подчиненный", когда в роли эксперта выступает один человек. При "360-градусной" аттестации экспертами является группа людей, ежедневно работающая с оцениваемым сотрудником и обладающая большим количеством информации, необходимой руководителю для принятия решений, – коллеги, руководители, подчиненные, клиенты, партнеры, консультанты. Таким образом, метод "360-градусной" аттестации предполагает более широкий взгляд на эффективность работы сотрудников и позволяет повысить объективность оценки путем сбора информации из разных источников.

Тем не менее использование "360-градусной" аттестации может привести к возникновению ряда проблем (сложность обработки данных, вовлечение большого числа людей в заполнение оценочных форм и т.д.), из чего следует, что такая оценка должна применяться в специфических ситуациях (например, значительное изменение в карьере или работе; масштабная реорганизация в команде или компании в целом (когда ставятся новые цели или критерии эффективности), получение объективных сведений о проблеме работника, подготовка кадрового резерва).

И хотя все больше организаций предпочитают использовать "360-градусную" аттестацию вместо традиционных методик оценки, многие исследования свидетельствуют о научном скептицизме по поводу надежности этого метода. Например, в работах Э. ван Хуфта и X. ван Флиера исследовались корреляции самооценок аттестуемых, оценок менеджеров и коллег около 200 работников крупной голландской организации с баллами, полученными теми же работниками по индивидуальным деловым упражнениям, тесту способностей и личностному опроснику. Разброс между оценками составил от 28 до 38%. Таким образом, надежность метода "360-градусной" аттестации этими учеными поддержана не была[1].

Метод оценки по компетенциям

Метод оценки по компетенциям, предложенный в 1970-с гг. Д. К. МакКлеландом и получивший огромную популярность в 1990-х гг. в американских (а затем европейских и значительно позднее – российских) компаниях, возник в поисках универсальной методики оценки персонала. В 1982 г. американский ученый Р. Бояцис опубликовал работу "Компетентный менеджер: модель эффективной оценки", которая создала базу для исследования и внедрения компетенций, ставших исключительно востребованными современной практикой управления персоналом. Сегодня на основе модели компетенций выстраиваются процедуры оценки, подбора, развития и обучения персонала, работа с кадровым резервом, отдельные аспекты формирования системы стимулирования. В исследовании, проведенном компанией CIPD в 2007 г., показано, что более 60% респондентов компаний из высокоразвитых стран Запада имеют модели компетенций, а 48% планируют внедрить методы оценки по компетенциям в ближайшее время[2].

М. Хыозлид, Б. Беккер и Р. Битти считают, что ключевым аспектом компетенций является не просто уровень сотрудника по определенной компетенции (например, умение работать в коллективе), наличие которой считается важной для всех работников. В данном случае важно, чтобы требования к компетенциям рабочей силы были четко дифференцированы по движущим факторам стратегической эффективности (так, если разные структуры организации требуют разных профилей компетенции, то и системы управления и измерения рабочей силы должны отображать эти различия)[3].

Необходимо отметить, что "компетенция" и "компетентность" – разные термины, хотя в российской практике происходит смешение этих понятий. "Компетентность" подразумевает наличие способностей, знаний, опыта, квалификации, умений и личностных характеристик, а "компетенция" описывает стандарт поведения, определяющий эффективность работы, который, в свою очередь, может включать в себя и такой критерий оценки, как "компетентность". Наиболее точное определение компетенции дал МакКлелланд, определивший компетенцию как "базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или других ситуациях"[4].

Ключевыми компетенциями персонала различных должностей могут быть аналитические, организаторские, адаптационные способности, способность к обучению, ориентация на достижение цели, способности к принятию решений, клиентоориентированность, умение работать в команде и т.д. В 1990-е гг. в состав видов компетенций начали добавлять и такие элементы, как эмоциональный интеллект (EQ) и корпоративную лояльность. Наиболее полный перечень компетенций состоит из следующих элементов: теоретические и профессиональные знания; навыки выполнения работы и универсальные навыки (коммуникативные, управленческие и т.п.); способности к освоению новых видов деятельности; ценностные ориентации и характеристики мотивации; личностные черты и психофизиологические особенности.

Сегодня корпоративная психология выделяет пятиступенчатую градацию выраженности компетенций (стандартов): негативный уровень (некомпетентность), уровень понимания важности (формирующаяся компетентность), базовый (компетентность), сильный уровень (высокая компетентность), лидерский уровень (транслируемая компетентность (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Определение компетенции "качество работы"

Уровни

Определение уровня

Негативный

Сотрудник совершает систематические ошибки в работе, не пытаясь исправить ситуацию

Уровень понимания важности

Сотрудник совершает ошибки, однако пытается улучшить ситуацию

Базовый

Сотрудник делает работу в требуемых объемах и установленных границах качества

Сильный

Сотрудник предугадывает возможные ошибки и старается не допустить ухудшения качества работы

Лидерский

Сотрудник помимо предугадывания собственных ошибок в работе стимулирует развитие стремления к качественной работе у своих подчиненных и коллег

Набор элементов, входящих в описание модели компетенций, зависит от предполагаемого практического применения конкретной модели. Тенденцией последних лет явилось сокращение числа компетенций в моделях (от 30 и более до 8–12), поскольку, как показывает опыт, чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее применить: в излишне подробной модели трудно определить границы между компетенциями, так как различия между ними могут быть неуловимо малыми.

Кроме того, опыт многих успешных компаний свидетельствует о том, что легче применять модель компетенций, общую для всей компании, при четких инструкциях пользователям модели, чем пытаться составить модели для каждого управленческого уровня и функционального направления, которые охватили бы требования, необходимые для решения всех задач и выполнения всех ролей. Для каждой компетенции должны быть определены способы или методики ее оценки с различным уровнем объективности, разработаны правила быстрого определения эталонных требований к выраженности компетенций в зависимости от ситуации и цели оценки, разработаны типовые рекомендации и правила их определения в зависимости от разницы между эталонным требованием и оценкой кандидата.

Хотя разработка "компетенций" и оценка по этим показателям новых кандидатов и уже работающих в компании сотрудников более 30 лет применения на практике оказалась достаточно эффективной, она не стала универсальной методикой оценки персонала как в зарубежных, так и в российских компаниях. Практика использования компетенций показала, что в каждой компании есть определенная категория сотрудников с хорошо развитыми компетенциями, однако не достигающих поставленных задач. Основной причиной их неудач являются особые сочетания деструктивных индивидуальных качеств, которые ряд ученых предлагает называть деструкторами (так называемая отрицательная компетенция – поведение, препятствующее успеху в работе). А. Вязигин использует для обозначения деструкторов понятие "профессионально недопустимых (нежелательных) качеств" (ПИК) и предлагает разделять их на деструкторы первого и второго порядков (табл. 4.5)[5].

Таблица 4.5

Примеры деструкторов первого и второго порядков

Деструкторы первого порядка

Авторитарный стиль управления

Конфликтность в поведении

Внутренняя противоречивость

Демагогичность

Деструкторы второго порядка

Жесткость, упрямство, агрессивность

Вспыльчивость, неуправляемость, эмоциональная неустойчивость

Суетливость, внушаемость, неуверенность, низкий самоконтроль

Упрямство, пассивность, трусливость, равнодушие

Использование модели компетенций способно существенно повысить эффективность деятельности по управлению персоналом в компании, однако не гарантирует эффективность деятельности, поскольку модель не учитывает того, что именно делает работник и каких результатов достигает, а также личные и организационные факторы, влияющие на исполнение. Другая трудность применения метода оценки по компетенциям состоит в объемной аналитической и исследовательской работе, как правило, требующей дополнительных ресурсов в виде консультантов из специализированных компаний. Самостоятельные реализации подобных проектов, как показывает опыт, не всегда оказываются успешными.