-1970-е гг.

За 1949–1960 гг. промышленное производство в ФРГ утроилось. К концу 1950-х гг. ФРГ, помимо валового объема промышленности и экспорта, заняла второе место в мире и по размеру золотовалютных запасов (около 30 млрд марок), уступая только США.

Социальное государство и переход к экономике благосостояния. В экономической истории ФРГ доктрина экономики благосостояния носит название "социальное рыночное хозяйство" (Soziale Marktwirtschaft; иногда переводится как "социально-ориентированная рыночная экономика").

Ее осуществление распадается на несколько этапов.

На первом (1949–1966 гг.) теоретической основой служил "ордолиберализм" (концепция Фрайбургской экономической школы), на втором (1967–1982 гг.) – "глобальное управление и контроль" (Globalsteuemng) на основе индикативного планирования, в 1982–1989 гг. – ориентация на спрос и управление (Ordnungspolitik und der Angebotsorientierung), дополненная впоследствии рядом программ, необходимость которых возникла после объединения ФРГ и ГДР в единое немецкое государство.

Как уже отмечалось выше, политика форсированного накопления за счет соответствующего сокращения фонда потребления долгое время служила одним из источников ускоренного роста экономики ФРГ. В этих условиях источником социальных выплат стали прямые и косвенные (отчисления в пенсионные фонды) налоги на зарплату, а также имущество. Интенсификации эксплуатации трудовых ресурсов способствовал и завышенный по сравнению с другими странами пенсионный возраст (65 лет).

После денежной реформы был введен близкий к конфискационному имущественный налог по ставке 50% к оценке имущества, превышавшей 5 тыс. марок на момент денежной реформы 1948 г. И хотя базовая оценка домов и участков была внерыночной, этот налог, взимавшийся на протяжении 30 лет, привел к массовому высвобождению жилой площади, которая предоставлялась переселенцам и беженцам ("изгнанным") из земель, оставшихся за пределами ФРГ по послевоенному размежеванию границ.

В начале 1950-х гг. государственное социальное обеспечение распространялось прежде всего для бывших военнопленных и демобилизованных. В 1951 г. социальные пособия получали 400 тыс. "изгнанных", а по безработице – 500 тыс. человек. С 1952 г. "изгнанные" стали получать компенсации "за причиненный войной ущерб". Таким образом, до 1978 г. было выплачено около 110 млрд марок, причем половину этой суммы составили субвенции из федеративного и земельного бюджетов к суммам, собранным по линии имущественных налогов.

По пенсионной реформе 1957 г. была создана система, в которой удержания в пенсионный фонд стали производить как с работников (из их индивидуальных зарплат), так и с предпринимателей в процентах к начисленному фонду зарплаты. Это позволило увеличить средний размер пенсий в полтора раза за счет перераспределения доходов работающих в пользу стариков и нетрудоспособных. Следует отметить, что в демографической пирамиде ФРГ доля стариков была относительно меньше, а доля трудоспособных, вследствие миграции из ГДР, выше, нежели в других странах.

В первые послевоенные годы социальная экономика в западных оккупационных зонах называлась "экономика согласия".

В 1947 г., когда у власти в Лондоне находились лейбористы, в английскую зону оккупации был "экспортирован" специфический инструмент британских тред-юнионов – наблюдательные советы. Они были созданы на предприятиях сталелитейной промышленности с числом рабочих более 1000 человек, причем половину голосов в этих советах имели хозяева и половину – рабочие.

Когда в 1950 г. хозяева, лишенные возможности в одностороннем порядке решать трудовые конфликты, начали наступление на эту систему, канцлер Аденауэр, будучи заинтересован в поддержке профсоюзов при создании Европейского объединения угля и стали, встал на их сторону. В 1951 г. бундестаг подтвердил "паритетность" представительства в наблюдательных советах для предприятий металлургической и горнодобывающей промышленности. Однако по Закону об уставе предприятия 1952 г. в наблюдательных советах предприятий остальной промышленности рабочие получили лишь треть мест, и их представительство стало во многом формальным.

В 1959 г. по "реформе акционерного права" была проведена эмиссия прообраза российских ваучеров для приватизации шахт, металлургических заводов и концерна "Фольксваген". Большинство получателей "народных акций", испытывая нужду (само название "закона 312 марок" дает представление о низком уровне жизни, при котором эта сумма – размер налоговых льгот, предоставлявшихся рабочим в течение пяти лет, воспринималась как значительная), предпочло продать их, что привело к дальнейшей концентрации капитала.

Фактически позитивные последствия "экономического чуда" в первые годы ощущали на себе только предприниматели.

Стабильное повышение жизненного уровня трудящихся начало происходить лишь с середины 1950-х гг. К 1962 г. безработица

упала до рекордно низкого уровня (0,7%, отчасти из-за сокращения притока беженцев после возведения Берлинской стены), а доля социальных расходов в бюджете достигла 40%.

Неолиберальная модель, таким образом, была "размыта" фактическим переходом к экономике, в которой потребительский спрос, подпитываемый бюджетными ассигнованиями, обеспечивает стабильно растущий сбыт продукции отечественных производителей.

С приходом к власти социально-либеральной коалиции (канцлер В. Брандт) социальная политика обрела второе дыхание. Благодаря реформе образования и стимулам, созданным для его финансирования предпринимателями, число студентов к 1972 г. выросло вдвое, достигнув почти 600 тыс. человек.

Единый для всех 65-летний возраст выхода на пенсию был заменен подвижной возрастной шкалой. Улучшились условия пенсионного страхования для лиц с невысокими заработками. В 1970–1976 гг. 50%-е представительство рабочих в наблюдательных советах было распространено на всех предприятиях с более чем 2 тыс. занятых. Размер "инвестиционных начислений" был увеличен вдвое, до 624 марок. Эти суммы перечислялись на специальные блокированные счета сроком на пять лет.

-1990-е гг.

Ухудшение общемировой конъюнктуры, связанное с развалом Бреттон-Вудской валютной системы и рядом мировых кризисов, не могло не сказаться па экономике ФРГ и ее внутриполитической ситуации.

В начале 1980-х гг. социал-либеральная коалиция распалась. Новый канцлер Гельмут Коль объявил в 1982 г. о глобальном "повороте тенденций" (Tendenzwende) во внешней и внутренней политике.

Правительство Г. Коля резко сократило масштабы социальной политики. В ходе "санации" федерального бюджета были уменьшены инвестиции в строительство жилья, расходы на зарплату трудящимся, занятым в госсекторе. Сокращению подверглись суммы, выделяемые на пособия на детей. Была отменена стипендия для учащихся старших классов школ, а стипендия для студентов стала выдаваться "в долг", в виде ссуды.

Политика "социального демонтажа", в проведении которой было очевидно подражание "шоковой терапии" по образцу "рейганомики" и "тэтчеризма", встретила резкий протест.

Фактически выбраться из кризиса ФРГ во многом помогло оживление мировой конъюнктуры, благодаря чему инфляция снизилась с 5,2% в 1982 г. до 0,2% в 1987 г., а темпы роста ВВП возросли с 1,1 до 3,7% (1988 г.) Снижение дефицита государственного бюджета позволило вновь увеличить размеры пенсий и пособий на детей. Были также снижены налоги на родителей, воспитывающих детей в одиночку.