-е годы

В качестве особого этапа художнической судьбы Бунина выделяется творчество 1910-х гг., вобравшее в себя трагедийное мирочувствие предреволюционного десятилетия как в масштабе России, так и современной цивилизации в целом. В эти годы заметно снижается активность Бунина в сфере лирики, на первый план выступают масштабные эпические полотна. В прозе Бунина этих лет целесообразно выделить три содержательных уровня.

Во-первых, рассказы и повести о России и русском крестьянстве, наполненные как отголосками событий 1905 г., так и грозными предвестиями недалекого будущего. Этот ряд раздумий о "светлых и темных, но почти всегда трагических основах" русской души открывается повестью "Деревня" (1910), которая принесла автору всероссийскую известность и вызвала бурную полемику в критике. За ней последовали повести "Суходол" (1911), "Веселый двор" (1911), рассказы "Худая трава" (1913), "Ермил" (1912), "Ночной разговор" (1911), "Захар Воробьев" (1912) и др.

Раздумья Бунина о кризисных сторонах национального сознания, исторических и метафизических истоках русской революционности, о нередком торжестве "азиатчины" в русской жизни, с одной стороны, и одновременно постижение вековых основ народной нравственности, духовной сращенности крестьянина с землей, неповторимого опыта простонародного отношения к смерти - с другой, высветили антиномизм художественного мышления писателя, направленного на горько-отрезвляющее развенчание мифов о русской душе. Подобные интуиции Бунина органично вошли в литературный и общекультурный контекст эпохи. В эти годы пристальный интерес к закономерностям народной жизни, в частности в ее "уездном" варианте, сблизил таких несхожих художников, как А. Белый и М. Горький, А. М. Ремизов и А. А. Блок, Е. И. Замятин и А. Н. Толстой.

Во-вторых, эпохальные потрясения в масштабе Европы, связанные с началом мировой войны (1914 г.), заставили писателя от проблем русской жизни обратиться к художественному осмыслению судеб современной рационалистичной и позитивистской в своих основах цивилизации. Художественная мысль Бунина, обогащенная интересом к восточной философии и буддизму, восходит от конкретно-исторического к онтологическому масштабу постижения мироздания и человеческой души: от довоенного еще рассказа "Братья" (1914) к рассказам "Господин из Сан-Франциско" (1915), "Сны Чанга" (1916), "Соотечественник" (1916) и др.

В-третьих, интенсивное развитие получает психологическая проза Бунина, глубинными основаниями которой стали философия эроса, постижение тайны времени, памяти, взаимодействия осознанного и бессознательного в структуре личности. Это и рассказ "При дороге" (1911), и рассказы "романного типа" "Чаша жизни" (1913), "Грамматика любви" (1915), "Легкое дыхание" (1916). Трагедийное осмысление любви, намеченное в этих и других произведениях 1910-х гг., достигнет высот в позднейшем творчестве писателя в период эмиграции.

Таким образом, ко времени революции Бунин имеет заслуженную репутацию признанного мастера слова, чье творчество развивалось в основном вне рамок школ и направлений. Его муза синтезирована, что особенно очевидно уже в 1910-е гг., реалистические традиции, классическую ясность стиля с модернистскими открытиями в сфере нового образного языка наступившего столетия (невзирая на резкие выпады писателя против многих представителей литературы модернизма).

В отличие от значительной части отечественной интеллигенции Бунин скептически воспринял события Февральской революции1, тогда как Октябрьский переворот вызвал в нем острое и последовательное неприятие. В течение 1918-1920 гг., находясь в Москве, а затем в Одессе, писатель создает цикл дневников под общим названием "Окаянные дни". В произошедших потрясениях он увидел исполнение тех трагедийных пророчеств о гибельных сторонах национальной ментальность, которые оформились в его "крестьянских" повестях и рассказах 1910-х гг. Примечательна и сама жанровая форма дневника. В литературном сознании Серебряного века она была весьма привилегированной, что связано с тенденцией к лиризации жанровой системы в целом. О смысле жанра дневника, сопрягающего субъективное и объективное видение мира, в 1911 г. писал А. А. Блок:

"Писать дневник, или по крайней мере делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам. Весьма вероятно, что наше время - великое и что именно мы стоим в центре жизни, то есть в том месте, где сходятся все духовные нити..."

Подобную точку зрения высказывал и сам Бунин: "Дневник - одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие..."

Дневниково-исповедальный элемент весьма ощутим и лирико-философских рассказах Бунина разных лет. На его значимость в бунинских "кратких рассказах" 1930-х гг. указал В. Ф. Ходасевич: миниатюры "похожи на мимолетные записи, на заметки из записной книжки, сделанные "для себя" и лишь случайно опубликованные..."