Резюме

1. Методы оценки компаний на основе денежного потока являются базовыми и наиболее часто применяемыми на практике ввиду своей методологической обоснованности практической гибкости.

Модели DCF-оценки различаются:

o по виду оцениваемых денежных потоков (модель РСР/WAСС модель RCF/Kе)

o предположениями о темпах роста и изменчивости будущих денежных потоков (модели с бесконечным постоянным ростом, двухфазные и трехфазные модели).

Основой выбора конкретной модели являются цели и задачи оценки, информация о характеристиках компании и ее окружения, а также предположения о будущих доходах: темпах роста, изменчивости, распределении во времени.

2. Основные положения по прогнозированию статей доходов, затрат и других факторов бизнеса:

o прогнозирование выручки сверху и снизу - от динамики рынка и доли на рынке и от производственной мощности, разделение затрат на переменные и условно-постоянные, использование принципа прогнозирования в процентах от продаж;

o прогнозирование капитальных затрат с учетом их среднего срока службы в увязке с показателем оборачиваемости фиксированных активов;

o составление прогноза отчета о прибылях, баланса и свободного денежного потока с опорой на прогнозируемые исходные допущения, сформированные на основе анализа прошлых показателей и тенденций рынка. Из прогнозируемых финансовых документов рассчитываются ключевые интегральные финансовые факторы ценности, к которым относятся темпы роста, рентабельность продаж, оборачиваемость внеоборотных активов, оборачиваемость запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, коэффициент реинвестирования, финансовый леверидж, спред доходности, детерминанты устойчивого роста, которые подвергаются комплексному анализу;

o сценарное прогнозирование для повышения обоснованности оценки.

3. Корректное вычисление конечной ценности имеет принципиальное значение для оценки бизнеса. На оценку конечной ценности наибольшее влияние оказывают выбор прогнозного периода и основные допущения о деятельности компании в постпрогнозный период. Поэтому большое значение имеет анализ таких ключевых финансовых параметров деятельности компании в последние годы прогнозного периода, как: темпы роста продаж, прибыли и денежного потока, доходность капитала и влияющие на него факторы, спред доходности, структура денежного потока, соотношение капитальных затрат и амортизации, динамика рабочего капитала.

4. Оценка бизнеса на основе рыночных сопоставлений основана на следующих фундаментальных теоретических предпосылках:

o принципе альтернативной ценности;

o гипотезе об отражении в рыночной цене актива на развитых рынках справедливой рыночной ценности;

o существовании зависимости между основными показателями деятельности компании и ее рыночной ценностью, предположении о том, что у аналогичных компаний эти соотношения должны быть близкими.

5. Основой метода рыночных сопоставлений BAV (by analogy valuation) является использование мультипликаторов. Мультипликаторы позволяют абстрагироваться от влияния на цену акций двух факторов - размера компании и числа акций.

Наиболее известные и наиболее часто применяемые мультипликаторы:

o Р/Е (price/earnings) - цена акции к чистой прибыли на одну акцию;

o Р/5 (price/sales) - цена акции к выручке на одну акцию;

o EV/EBITDA- цена предприятия к показателю EBITDA (earnings before interest, tax, depreciation and amortization),

o P/B (price/book) - цена акции к балансовой стоимости акции.

6. При оценке компании по активам ценность компании определяется как сумма ценностей ее чистых активов (за вычетом ценности обязательств). При методе NAV активы и обязательства компании корректируются по их рыночной оценке. При этом компания рассматривается как действующая. Метод LV предполагает, что чистая выручка от реализации активов компании с учетом погашения обязательств дисконтируется к дате оценки.

7. Все активы любой компании делятся на три группы:

o материальные (здания и сооружения, оборудование, передаточные механизмы, товарно-материальные запасы);

o финансовые (дебиторская задолженность, акции, облигации, другие финансовые инструменты);

o нематериальные (патенты, ноу-хау, лицензии, техническая документация, программное обеспечение, гудвилл и др.).

Любой актив компании оценивается на основе следующих принципов: ценности альтернативного использования актива (ожидаемых доходов от альтернативного использования), или альтернативной стоимости восстановления (замещения), или покупки аналогичного актива.