Заключение

Существующая международно-правовая система, сложившаяся после Втором мировой войны па основе Устава ООН и сопряженных с ним международных конвенций, сыграла большую роль в предотвращении новых глобальных конфликтов. Однако сегодня нельзя не признать, что результаты деятельности государств и международных организаций в сфере обеспечения международного правопорядка все еще весьма далеки от заявленного 70 лет назад идеала.

Стратегия и тактика противодействия преступности, в том числе и международной, менялись по мере развития человеческого общества. Так, политические процессы, проходившие в мире, оказали самое непосредственное влияние па сотрудничество государств. Естественно, что в условиях противостояния двух военно-политических блоков сотрудничество правоохранительных органов осуществлялось преимущественно по блоковой системе. Однако рост преступности, возрастание ее угрозы основам жизнедеятельности государства и общества заставляли забывать об идеологической несовместимости. Связующим началом стала ООН, которая регулярно проводила конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Общая межгосударственная политика борьбы с преступностью, стандарты ее осуществления определялись именно на этих форумах.

Во второй половине XX — начале XXI в. ООН удалось создать фундаментальную международно-правовую базу сотрудничества государств по противодействию преступности. Тем не менее количество преступлений, требующих международного сотрудничества в борьбе с ними, продолжало увеличиваться. Мировое сообщество осознавало степень угрозы, исходящей от международной преступности, и пыталось ей противодействовать. Однако широкомасштабная согласованная международная стратегия не была выработана. Причинами этого явились отставание общественного осознания различных угроз, разрыв между декларациями и реальной практикой деятельности государств и т.д.

Отдавая должное архитекторам ООН и международного правопорядка, сопряженного с этой организацией, следует признать, что существующая международная правовая система в настоящее время не может дать адекватные ответы на имеющие место вызовы и угрозы. В силу глобализации проблем противодействия преступности в ближайшие годы сохранится тенденция к конвенционному развитию уголовного правосудия.

Думается, что на сегодняшний день международное сообщество еще не реализовало весь свой потенциал в плане укрепления универсальной договорно-правовой базы международного сотрудничества в сфере противодействия преступности.

Государства — члены ООН в последнее десятилетие стремятся использовать стандарты и нормы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в качестве руководящих принципов при разработке и осуществлении национальных законов, процедур и программ в сфере предупреждения преступности и уголовного правосудия. Однако на этом положительном фоне часто проявляются двойные стандарты. К примеру, некоторые государства в вопросах борьбы с терроризмом используют подход применения силы вопреки нормам современного международного права. При этом любые действия на международной арене, а тем более применение силы, включая ее применение для подавления террористической угрозы, должно осуществляться в соответствии с международным правом и с согласия соответствующих стран, на территории которых эти операции проводятся[1].

Расширение нормативного массива международного сотрудничества но противодействию преступности является продуктом исторического развития и несет на себе отражение наиболее существенных особенностей своей объективной стороны.

Значимую роль в процессе противодействия преступности играет деятельность международных организаций и органов как общей компетенции, так и специально созданных для противодействия отдельным видам преступлений.

Анализ деятельности и целей создания различных международных правительственных и неправительственных организаций, существующих в настоящее время, позволил отследить тенденцию расширения сотрудничества между ними по вопросам противодействия преступности.

При наличии огромного перечня направлений сотрудничества государств в рамках международных организаций (экономическая, культурная, экологическая и иные сферы) противодействие преступности является одним из приоритетных направлений сотрудничества как на универсальном, региональном, так и на межрегиональном уровне.

Считаем, что государства — члены ООН должны стремиться к устранению существующих пробелов в отношении определенных видов преступлений, не охваченных сферой применения международных конвенций, но имеющих отношение к международному сотрудничеству в уголовных делах. В связи с этим возникает необходимость государствам — членам ООН принять такие нормы, чтобы их внутреннее законодательство разрешало бы оказание взаимной правовой помощи применительно к более широкому кругу уголовных преступлений.

Необходимо сделать упор на сближение российского и международного законодательства и адаптацию российского законодательства к международным стандартам, потому что в современном мире уважаемо и ценимо то право, которое защищает граждан[2].

Таким образом, концептуальная проработка всей системы международно-правовых норм в сфере противодействия преступности — один из актуальных вопросов юридической пауки современного международного права.

Позиция Российской Федерации, выступающей за полное и последовательное раскрытие потенциала ООН, формирование согласованной международной стратегии и универсальной договорно-правовой базы мирового сообщества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия[3], подтверждает ее настрой на дальнейшее конструктивное взаимодействие в формировании под эгидой ООН общего антикриминального политико-правового пространства, расширении круга вопросов по правоохранительной тематике, работе по сближению правоприменительной практики разных государств. Это в полной мере отражает позитивный подход к укреплению международного правопорядка, что еще раз подчеркивает актуальность настоящего учебника.