ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Машиностроение – базовая отрасль экономики России, как и любого промышленно развитого государства. Произошедшие за последние десятилетия в мировом промышленном производстве радикальные технологические, инновационные и организационно-экономические изменения показывают, что в мировом сообществе наметился переход к постиндустриальной эпохе, предприятиям будущего.

Отечественный уровень развития организации и технологии производства, менеджмента машиностроительных предприятий сегодня значительно отстает от аналогичного уровня развитых зарубежных стран. Отсутствие или недостаток опыта рыночных отношений на российских предприятиях, устаревшая материально-техническая база, нерациональная подготовка производства, его организация и инфраструктура требуют поиска новых решений данных проблем.

России в настоящее время важно сохранить и умножить базисные прогрессивные достижения в машиностроении и других ведущих отраслях народного хозяйства (включая быстро развивающуюся сферу сервиса), вывести их на мировой уровень с учетом специфических особенностей и менталитета нашей страны, совершить в конечном итоге качественный рывок в модернизации промышленности и экономики в целом.

Уже сегодня в отечественной литературе все чаще начинают появляться названия “предприятие (корпорация) XXI века”, “инновационная (обновляющаяся) организация” и т. п. вместо простого названия “фирма (предприятие)”, характерного для 1990-х гг.

Современным предприятиям (корпорациям) свойственна тенденция становиться производством с “отверточной технологией”, т. е. сборочными предприятиями. Им присущи свойства диверсификации и модульности – быстрого отказа от одних видов деятельности и перехода к другим при органичном вхождении производства в единую систему структурных взаимосвязей. Принцип эффективного выбора направления деятельности является при этом определяющим для предприятий машиностроения и других отраслей.

Большинство ученых на Западе и в нашей стране приходит к выводу, что современный производственный менеджмент часто носит ситуативный и одновременно синергетический характер. Таким образом, можно сказать, что с одной стороны, менеджмент как прикладная область знаний должен ориентироваться на конкретное производство, а с другой – это наука управления, соединяющая в себе знания теории организации, философии, управления персоналом, маркетинга и др. Выходит, что менеджер-профессионал должен соединять в себе практически все возможные знания.

По оценкам как теоретиков, так и практиков менеджмента, необходимо иметь в стране не менее 20% профессионально подготовленных руководителей, менеджеров, специалистов по экономике и управлению, чтобы радикальным образом преобразовать уровень деятельности наших предприятий и организаций, доведя его до требуемого мирового уровня (знаменитое правило: “20 на 80”). Добиться таких условий исключительно сложно. Для этого потребуется реформировать систему высшего профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров на предприятиях, в корпорациях и организациях (включая подготовку кадров по государственному и муниципальному управлению).

Необходимо решить проблему сближения теории и практики как в области организации производства, так и в области менеджмента. Сегодня теория и практика необоснованно противопоставляются, хотя они должны синергично развиваться.

Другая серьезная проблема – как использовать западный опыт? Изучая этот опыт, прежде всего следует иметь в виду то, что менеджмент – это система обеспечения конкурентоспособности управляемых объектов (предприятий, организаций, технологий, персонала и т. п.). Определяющим критерием при изучении передового зарубежного опыта может быть система глобальных взаимоотношений мирового сообщества.

После господства иерархических, “машиноподобных” форм организации, лежащих в основе конвейерной линии, отражающей теорию тейлоризма, и призванных максимизировать объем выпуска продукции, общество начинает склоняться к гибким сетевым структурам, которые в наибольшей степени способствуют раскрытию творческого потенциала человека.

“Важно не просто накапливать раздробленные, быстро устаревающие элементы знания, а быть готовым к тому, чтобы на каждом новом этапе обучения перенимать новую, непривычную точку зрения, для чего необходимо широко применять не только практические, технические навыки, но и “подключать” воображение, интуицию, все те творческие ресурсы, которые заложены в человеческой душе и человеческом разуме”*9.

*9: {Салмон Р. Будущее менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Е. В. Минеевой. – СПб.: Питер, 2004. – С. 131.}

Новые факторы влияния, связанные с технологическим прогрессом, генерируют растущую потребность менеджмента в организационно-экономической составляющей. Для регулирования научно-технического и экономического прогресса в настоящее время предприятиям необходим более высокий уровень управления и интеграции, чем тот, который имеется сейчас.

Чем дальше развивается НТП, тем сильнее его воздействие на людей и окружающий мир. Сегодня общепризнано, что технология, имеющая нейтральный эффект, невозможна в принципе, по сути своей. Предприятия становятся точкой, где фокусируются все современные проблемы совершенствования рыночных отношений в нашей стране. Поэтому важно, чтобы в этом фокусе был найден баланс между всеми ценностями современного цивилизованного общества.