Лекция 2. ВОСПРИЯТИЕ И УЗНАВАНИЕ

В ходе обычной жизни на нас, наше сознание и подсознание постоянно воздействуют потоки различных сигналов. Входными воротами, через которые в мозг проникают потоки информации, являются рецепторные системы. Именно рецепторные системы и обрабатывающие их данные анализаторные структуры порождают наши внутренние ощущения, воспринимаемые сознанием и подсознанием.

Отсутствие каких бы то ни было ощущений возникает у человека через считанные минуты после лишения его всех сенсорных сигналов. Результаты такой полной депривации, то есть лишения человека притока любой информации, просто трагичны. Из отчетов добровольцев специальных исследований известно, что в состоянии депривации человек полностью теряет ощущения, говорящие о положении тела, не понимает, согнуты ли его руки или ноги, есть ли они вообще у него. Очень быстро человек перестает ориентироваться во времени и пространстве, теряет предстаатения об окружающем его мире, о ситуации, в которой он находится, теряет возможность думать, вспоминать. Все это происходит на фоне различных галлюцинаторных явлений. В итоге лишение ощущений (депривация) сопровождается серьезными нарушениями мыслительной деятельности. Компенсаторные воздействия, связанные с обеспечением выхода человека из состояния сенсорного дефицита, занимают много времени и требуют специальных усилий и процедур.

Пороги возникновения ощущений всех органов чувств человека чрезвычайно низки, то есть наши сенсорные системы обладают высокой чувствительностью при обнаружении внешних воздействий. Глаз человека в условиях темной ночи различает пламя свечи с расстояния в несколько километров. При проведении специальных экспериментов показано, что вусловиях привыкания к темноте человеческий глаз способен обнаруживать как световую вспышку несколько (5-8) фотонов. Пальцы человека ощущают царапины глубиной 0,001 см, слух -ход ручных часов на расстоянии до

2 м. По некоторым данным, человек обнаруживает запах капли духов на расстоянии до 100 м, наличие чайной ложки сахара в ведре воды. Человек способен различать от 10 ООО до40 ООО различных запахов, причем у женщин этот показатель выше - они могут различать до 100 000 запахов.

Кстати говоря, обонятельная система играет особую роль в животном мире, являясь средством коммуникации. Насекомые и многие высшие животные выделяют особые химические вещества - феромоны, распространяющиеся по воздуху и используемые в качестве сигналов "любви" и "смерти". Например, обонятельная клетка самца непарного шелкопряда способна обнаружить в воздухе даже одну молекулу особого полового гормона, выделяемого самкой, находящейся на расстоянии до 1,5 км (!) от самца. Некоторые авторы объясняют именно "феромонами любви" таинственные свойства роковых женщин, непроизвольно привлекающих внимание мужчин.

Физиологической базой ощущений является чувствительность рецепторов соответствующих органов: глаза, уха, кожи и т.д. В частности, ощущения вкуса сладкого, горького, кислого или соленого возникают у человека при раздражении тонкой иголочкой рецепторов, расположенных соответственно на кончике, у корня, сбоку или в центре языка. В результате воздействия внешних сигналов в рецепторах возникают сложные цепи электрохимических процессов, заканчивающихся в течение нескольких миллисекунд формированием рецепторных электрических потенциалов.

Возникновение ощущений происходит в результате работы систем восприятия или анализаторных систем. Существуют три основных класса анализаторных систем. Внешние (дистантные) анализаторы: зрение, слух, обоняние; контактные анализаторы: тактильный (кожный), температурный, вкусовой; внутренние анализаторы: давления, кинестезический (движения суставов, частей тела), вестибулярный, внутренних органов.

С точки зрения поведенческой эффективности наиболее развитыми являются дистантные анализаторы, так как с их помощью организм способен фиксировать сигнал на относительно безопасном расстоянии, находясь вне прямого контакта с объектом, посылающим этот сигнал. Тем не менее и без других анализаторных систем деятельность организма становится неполноценной. В особой степени это касается анализаторов, работа которых обычно остается незаметной, таких, как анализаторы внутренних органов, движения или вестибулярной системы. Например, отсутствие сигналов, говорящих о степени растяжения мышц, сгибов суставов, напряжении сухожилий, незамедлительно делает невозможным регулирование движений, ведет к нарушениям вестибулярной сигнализации, к затруднениям в поддержании правильной ориентации тела в пространстве и т.д.

Ощущение, таким образом, является непосредственным чувственным отражением отдельных качеств, объектов внешнего мира. В отличие от ощущения восприятие представляет собой целостное отражение объектов внешнего мира в совокупности их свойств, параметров, характеристик. Одними из основных свойств восприятия являются его категориальность и константность. Категориальность означает, что в результате восприятия происходит отнесение объекта (события, явления) к одному или нескольким классам (категориям); константность восприятия указывает на независимость классификации объекта отряда несущественных для данной задачи условий.

Например, при зрительном восприятии константность означает возможность отнесения объекта к одному и тому же классу объектов независимо от его положения в поле зрения, цвета, размера. При слуховом восприятии мы правильно узнаем слово или фонему независимо от того, женский, мужской или детский голос его произнес, быстро или медленно оно сказано, вне зависимости от акцента или даже от "проглатывания" некоторых слогов. При этом, естественно, человек способен различать все тонкие характеристики объекта восприятия: оттенки цвета, различия размера, характеристики акцента и т.д. В частности, для людей искусства (художников, поэтов, писателей) совершенно необходимым является способность к аконстантному восприятию мира, когда классификация объектов происходит на основе подчеркивания, гиперболизации отдельных сторон восприятия.

В процессе восприятия происходит узнавание (опознание) объектов, то есть признание их членами того или иного класса явлений, известного нам по прошлому опыту. Узнавание, таким образом, является результатом сопоставления описания комплекса характеристик объекта с памятью. Частным случаем процессов опознания (узнавания) можно считать формирование нового класса объектов, например тогда, когда большинство характеристик воспринимаемого объекта отличается от характеристик классов объектов, хранящихся в памяти.

Следует отметить, что человек (и другие живые существа) способен менять системы категоризации (классификации) и константности в зависимости от тех задач, которые он должен решить в текущий момент. В связи с этим становится ясно, что механизмы процессов восприятия и узнавания являются весьма сложными. Полное понимание этих механизмов на сегодняшний день отсутствует.