Юрисдикционный статус публичных юридических лиц

Юрисдикционный статус публичных юридических лиц обусловлен осуществляемыми ими властными или иными социально-значимыми функциями. К публичным юридическим лицам относятся органы государственной власти, а также подчиненные им организации. Любая властная организация такого типа наделена общими цивилистическими правомочиями, установленными п. 1 ст. 48 ГК, и публичными правомочиями, установленными соответствующим актом административного законодательства. Доминирующее значение в статусе любой корпоративной властной организации занимает их публичная компетенция в сферах промышленности, экономики, социальной политики, культуры, административно-политической деятельности. Все органы исполнительной власти, наряду с иными вышеуказанными публичными органами, наделены властными полномочиями, осуществляемыми ими в целях обеспечения общегосударственных потребностей, например юрисдикционные органы наделены полномочиями властного принуждения, к их ведению отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях, их рассмотрение и применение административных санкций.

К публичным юридическим лицам относятся исполнительно-распорядительные муниципальные органы, а также организации и учреждения, предназначенные для обеспечения муниципальных нужд. Особенность организации такого типа заключена в их особом статусе органов управления муниципальным имуществом, а также в осуществлении иных потребностей местного значения, при реализации которых муниципальные органы действуют наряду с органами исполнительной власти. Каждый публичный орган наделен соответствующей компетенцией, при этом распорядительные муниципальные органы не входят в систему органов исполнительной власти. Презумпция независимого сосуществования муниципальных и государственных органов имеет иное воплощение в случае наделения муниципального органа публичной компетенцией, например при делегировании муниципальному органу полномочий регионального или федерального органа исполнительной власти с предоставлением денежных средств, предназначенных для их реализации. Делегирование полномочий влечет за собой исполнение властных прав и обязанностей, например обязанностей, обусловленных проведением финансового, бюджетного, налогового, таможенного контроля, в этом случае муниципальный орган, применительно к делегированному полномочию, действует в общегосударственных целях, обязан исполнять акты органа исполнительной власти. Фактически почти все муниципальные органы, выступая в качестве получателей казенных денежных средств в виде дотаций, субвенций регионального или федерального бюджета, задействованы в осуществлении государственных функций и входят в систему соответствующего органа исполнительной власти. В некоторых случаях муниципальные органы непосредственно наделены юрисдикционными полномочиями и тем самым относятся к правоохранительным органам, например, к юрисдикционным органам относятся административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Публичные организации создаются на основе государственного или муниципального имущества, однако этот критерий применим в основном к органам государственной власти и муниципальным органам и его нельзя рассматривать в качестве основополагающего. В целях обеспечения общегосударственных, социально-приоритетных потребностей учреждаются различные организации, их организационно-правовые формы обусловлены исключительно политико-правовыми предпосылками. К негосударственным организациям, созданным на основе казенных имущественных активов, относятся государственные корпорации, эта разновидность публичного юридического лица наделена правомочиями некоммерческой организации. К публичным организациям относятся также акционерные общества, имущественные активы которых по преимуществу находятся в государственной собственности, а также унитарные предприятия - единственная разновидность публичных коммерческих организаций.

Таким образом, в качестве важнейшего атрибута публичного корпоративного образования следует рассматривать предназначение деятельности, все иные цивилистические критерии, в том числе форма собственности и имущественный статус, не являются универсальными и применимы лишь в случаях реализации публичным юридическим лицом полномочий в сфере хозяйственной деятельности.