Юридические факты

Юридические факты административно-правового характера представляют собой жизненные обстоятельства, нашедшие закрепление в административном праве и обусловливающие возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, а также связанных с ними прав и обязанностей, правовых последствий в сфере административно-правового регулирования. Они наряду с другими юридическими средствами постоянно поддерживают в непрерывном функционировании, действии механизм государственной административной власти и административно-правового регулирования.

Наиболее сильно проявляется властность и императивность метода административно-правового регулирования в таких юридических фактах, как правоприменительные акты, исходящие от органов (должностных лиц) государственной административной власти. Если представить, какое множество лиц в системе этой власти имеет право принимать указанные правовые акты и по сколь многочисленным сферам, вопросам деятельности, то станет попятным, какую огромную работу они выполняют при возникновении, изменении и прекращении административных правоотношений. Приказ руководителя государственного предприятия о назначении на должность главного бухгалтера, постановление органа внутренних дел о выдаче разрешения гражданину на приобретение охотничьего оружия, постановление органа санитарного надзора о приостановлении работы столовой в случае нарушения соответствующих санитарных правил являются правоприменительными актами и относятся к правомерным действиям.

Административные правоотношения также могут возникнуть и из договора (соглашения), а гражданские - не только на его основе. Однако для первых наиболее массовыми юридическими фактами являются односторонние властные правовые акты, а для вторых - сделки. Изданием таких актов обычно сопровождаются административные правоотношения даже в случаях, когда толчком к их возникновению, изменению или прекращению являются события (например, рождение ребенка, эпидемия) либо действия граждан в форме обращений (предложений, заявлений, жалоб).

Порядок и способы защиты административно-правового регулирования от сбоев (нарушений), порядок рассмотрения споров

Огромный и сложный механизм государственной административной власти, административно-правового регулирования неизбежно испытывает на себе действие различного рода сбоев, нарушений, которые могут быть масштабными и незначительными1. Поэтому в административном праве предусмотрены меры защиты административно-правового регулирования от сбоев, нарушений и разрушений, неизбежного оспаривания действий участников административных правоотношений.

Система защиты имеет три уровня. Первый уровень представлен субъектами государственной администрации. На них возложена обязанность поддерживать организацию и функционирование подведомственных государственных структур, а также рассматривать возникшие в них споры в служебном или собственно административном порядке. Они обязаны предотвращать нарушения и сбои. В случаях, когда такие сбои происходят, им предписано принимать меры к их ликвидации, устанавливать причины и привлекать виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

Второй уровень защиты реализуется органами суда и прокуратуры. Наряду с собственной системой защиты административно-правового регулирования от нарушений, которая встроена в систему государственной администрации, предусмотрен судебный и прокурорский порядок его защиты. Объем ее деятельности в современный период незначителен. Правда, можно говорить о тенденции расширения в законодательстве и на практике судебного способа защиты административно-правового регулирования. Об этом свидетельствует рост числа обращений граждан и юридических лиц в суды с исками по спорам, связанным с административно-правовым регулированием.

Третий уровень защиты основан на сигнальной, информационной деятельности участников административно-правового регулирования, не имеющих властных полномочий. На них не возложены обязанности по защите данной сферы регулирования от нарушений, но им предоставлены права на обращение с предложениями, заявлениями, жалобами в различные государственные инстанции, правозащитные организации, средства массовой информации.

Юридическая ответственность за правонарушения в сфере административно-правового регулирования

Нарушение порядка, правил организации и деятельности государственной администрации, административно-правового регулирования выражается в совершении двух видов правонарушений, за которые может последовать предусмотренная административным правом юридическая ответственность. Это правонарушения дисциплинарные и административные.

Дисциплинарные правонарушения связаны, как правило, со службой, нарушением служебной дисциплины. Административные правонарушения обусловлены нарушением специальных правил и регламентированного законом порядка осуществления определенных видов деятельности (например, правил охоты, рыболовства, дорожного движения, порядка бухгалтерского и статистического учета). И те и другие виды проступков нарушают установленные государственной властью правила поведения и правопорядок в сфере административно-правового регулирования. За дисциплинарными и административными правонарушениями обычно следует ответная реакция субъектов государственной администрации, наделенных юрисдикцией, по оценке таких правонарушений в качестве противоправных и наказанию виновных в их совершении.