Взаимоотношения коллектива и личности

Педагогический процесс основывается на организации жизнедеятельности коллективов, которые создаются в различных учебно-воспитательных, образовательных учреждениях.

Коллектив – (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения[1].

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе рассматривается по-разному. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей (коллектив – группа лиц, объединенных общей работой, учебой и общими интересами), в другом – высокую степень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: организованности, сплоченности, сформированности здорового общественного мнения, гуманности внутриколлективных отношений. Кроме того, признаками коллектива являются сознательный характер объединения людей, относительная устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности и самоуправления.

Важнейшей категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов – воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 1920-е гг. в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. А. С. Макаренко сформулировал основные принципы и методы управления коллективом. В середине 1960-х гг. детский коллектив был охарактеризован как социально-педагогическая система. В 1980-е гг. сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 1990-е гг. теория коллектива дополнилась понятием воспитательные системы.

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности этой организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других.

Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. Общение и обособление – источник социального богатства личности.

Наилучшие условия для общения и обособления создает коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себя отдельная личность. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего развития.

Детский коллектив имеет свою специфику как педагогически управляемое явление. Для ребенка он – среда обитания, будь то школьный коллектив, группа в интернате, клубное объединение или отряд в лагере. Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможность для самореализации. Для педагогов детский коллектив – объект воздействия с помощью инструментов воспитания, а если принять точку зрения, что коллективом можно назвать лишь группу высокой степени развития, то его можно охарактеризовать как цель воспитательных усилий педагога.