Взаимная торговля участников ТС

Доля взаимной торговли в совокупном товарообороте стран-участниц таможенных союзов развивающихся стран относительно невелика (табл. 16.2).

Таблица 16.2

Доля взаимного экспорта в совокупном объеме экспорта членов таможенных союзов развивающихся стран, 1990-2009 гг., %

ТС

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2008 г.

2010 г.

Андское сообщество наций

4,0

8,6

7,7

9,0

7,5

8,5

Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР)

8,9

20,3

20,0

12,9

14,7

15,7

Центральноамериканский общий рынок

15,3

21,8

19,1

20,1

24,8

22,5

Карибское сообщество и общий рынок

8,0

12,0

14,4

11,5

12,9

15,2

Экономическое и валютное Сообщество стран Центральной Африки

2,3

2,1

1,0

0,9

0,8

1,2

Западноафриканский экономический и валютный союз

13,0

10.3

13,1

13,4

14,5

13,2

Экономическое сообщество западноафриканских государств

8,0

9,0

7,6

9,3

8,5

8,8

Восточноафриканское

сообщество

17,7

19,5

22,6

17,7

19,2

20,3

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива

8,0

6,8

4,9

4,5

4,5

4,8

Источник: 2012 World Bank. World Development Indicators, Washington. P. 352.

В прошедшем десятилетии в большинстве таможенных союзов развивающихся стран произошло снижение удельного веса взаимного экспорта в совокупном его объеме, что в определенной степени свидетельствует об исчерпании потенциала региональной либерализации. Узость национальной производственной и экспортной базы, стремление приобщиться к достижениям научно-технического прогресса, повысить экономический и технологический уровень развития являются основными причинами доминирования третьих стран во внешней торговле членов таможенных союзов.

Преимущественная направленность торговых связей на внешних партнеров отличает таможенные союзы развивающихся государств от группировок развитых стран, характеризующихся высоким удельным весом взаимного экспорта в совокупном его объеме (Евросоюз – 67%, Североамериканская зона свободной торговли – 49%)[1].

Причиной потокоотклоняющего эффекта в пользу третьих стран является различная основа интеграции в развитой и развивающейся части мира. В Евросоюзе (первоначально объединившем страны высокого уровня промышленного развития) и Североамериканской зоне свободной торговле движущими силами объединительных процессов выступали производство, инвестиции и торговля. В группировках средне- и слаборазвитых стран таковыми являются торговля и частично инвестиции, что недостаточно для углубления процессов реальной региональной интеграции. Невысокий уровень развития и диверсификации обрабатывающей промышленности, отсутствие хорошо развитой инфраструктуры препятствуют налаживанию трансграничной специализации и кооперирования производства – базы динамичного роста взаимного товарооборота и успешного экономического сближения развитых государств.

Сильная зависимость от торговли с третьими странами является причиной сохраняющейся высокой уязвимости народнохозяйственных комплексов членов таможенных союзов перед неблагоприятными внешними воздействиями. В годы глобальных экономических потрясений развивающиеся страны и их объединения вынуждены расширять использование защитных мер для сохранения устойчивости экономического развития, что порождает спад региональной интеграции.

Как правило, таможенные союзы развивающихся стран нацелены на реализацию далеко идущих задач – формирование регионального общего рынка, в ряде случаев – валютного и экономического союзов. Однако, как показывает опыт, успешное продвижение процесса интеграционного взаимодействия требует определенных социально-экономических предпосылок и политической воли руководителей стран-членов. Чаще всего амбициозные интеграционные задачи не подкреплены достаточными экономическими факторами и политическими реалиями. В результате к настоящему времени сформировать основы общего рынка, сделать шаги в направлении дальнейшей интеграции удалось только нескольким группировкам, включая Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и Карибское сообщество и общий рынок.

Еще одной характерной чертой ныне функционирующих таможенных союзов развивающихся стран является расширение контактов с другими странами и группировками, что отражает параллельное развитие процессов регионализации с процессами глобализации в современном мире. В последние годы проведены переговоры и заключен ряд соглашений, в том числе о преференциальном сотрудничестве, с крупными странами (США, Китаем, Индией), другими интеграционными группировками развитых (ЕС, ЕАСТ) и развивающихся стран (МЕРКОСУР). Заключение таких соглашений расширило возможности сотрудничества, но усложнило задачи регулирования в торгово-политической сфере.

Основным стимулом либерализации межрегиональных торгово-экономических отношений является возможность получения больших преимуществ на внешних рынках, чем обеспечивает членство в ВТО или участие в региональных союзах. Большинство преференциальных соглашений, заключенных в последние годы, имеет комплексный характер: наряду с либерализацией торговли товарами и услугами включаются вопросы взаимного обмена инвестициями, применения санитарных и фитосанитарных мер, разрешения торговых споров и др.

Формирование таможенных союзов в рамках объединений развивающихся стран нельзя считать завершенным (в отличие от ЕС). Это связано с тем, что сохраняются исключения из режима свободной торговли (в некоторых объединениях – многочисленные), общий внешний тариф часто изменяется в одностороннем порядке и не полностью охватывает товарную номенклатуру, не до конца доведена гармонизация инструментов торговой политики и др.

Для большинства таможенных союзов развивающихся стран характерна невысокая эффективность, что находит отражение в низкой динамике взаимной торговли, скромной доле регионального экспорта в совокупном его объеме, отсутствии единой торговой политики в отношении внешних партнеров и прочее. Причиной является обилие факторов, препятствующих более тесному экономическому сближению. В числе важнейших: примерно схожая структура экономики и экспорта, что определяет слабую степень их экономической взаимодополняемости и взаимозависимости; узость внутренних национальных рынков; ограниченность финансовых, технологических и людских ресурсов; слабое развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры (отрицательно сказывается на реализации интеграционных мероприятий); значительные различия в уровнях экономического развития между странами-участницами и обусловленное этим неравное распределение выгод от либерализационных мер; участие некоторых членов таможенных союзов в других региональных объединениях.

Наряду с общими чертами таможенные союзы развивающихся стран имеют различия, связанные с процессом формирования, экономическим потенциалом участников, глубиной их взаимодействия, характером выбранной интеграционной стратегии, а также институциональным устройством. В качестве примера рассмотрим особенности двух таможенных союзов – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Южноафриканского таможенного союза.