Выявление социальных и правовых предпосылок деяния

Для целей квалификации административного правонарушения необходимо установить предпосылки деяния, т.е. причины и условия совершения административного проступка (см. п. 7 ст. 26.1 КоАП).

Административное правонарушение всегда обусловлено социальными и правовыми предпосылками, установление которых необходимо не только для правильного разрешения дела, но и для достижения превентивных целей минимизации общественно опасных последствий деяния и предотвращения его рецидива.

При установлении социальных предпосылок деяния учитываются общественный статус нарушителя, его имущественное положение, отношение к трудовой или творческой (созидательной) деятельности - в тех случаях, когда это необходимо для квалификации правонарушения.

К социальным предпосылкам деяния относятся субъективные обстоятельства, отражающие индивидуальную психологическую мотивацию действий (бездействия) нарушителя.

Проступок может быть реакцией нарушителя на тяжелое материальное положение, обусловленное социально-политическими и экономическими предпосылками (например, в случаях невыплат заработной платы, связанных с дефицитом бюджетных средств, ликвидации градообразующего предприятия или изменения его организационно-правовой формы). Указанные социальные факторы обусловлены неблагоприятными последствиями осуществления государственной экономической политики, нарушитель не в состоянии предотвратить их наступление, его противоправные действия в этих случаях являются вынужденными, позитивными.

Ухудшение материального положения может быть вызвано и асоциальным поведением лица, например прекращением трудовой деятельности, злоупотреблением спиртными напитками - в этих случаях негативные последствия люмпенизации обусловлены сознательными действиями правонарушителя.

Правовые предпосылки административного правонарушения отражают инициирующую роль права в регламентации общественных отношений. Вступление в силу федеральных законов, устанавливающих дополнительные обязанности граждан в сфере предпринимательской деятельности (т.е. ограничивающих их права), порождает негативные последствия - лицо, пытаясь сохранить свой коммерческий потенциал, игнорирует установленные обязанности. Противоправное деяние в указанном случае обусловлено ограничениями имущественного статуса граждан, которые могут быть временными (например, при введении особого административного режима чрезвычайного положения) либо бессрочными (когда срок действия установленных ограничений федеральным законом не определен).

Таким образом, для выявления причин и условий совершения административного правонарушения, по смыслу ч. 7 ст. 26.1 КоАП, необходимо установить социальные и правовые предпосылки деяния независимо от того, являются ли они позитивными или негативными.

Под причинами совершения деяния понимаются субъективные обстоятельства, отражающие психологическую реакцию лица, его мировоззренческие устои и объективные обстоятельства, связанные с публичной деятельностью государственных органов и не зависящие от воли людей, обязанных исполнять правомерные требования должностных лиц.

К условиям совершения административного правонарушения относятся факторы, возникновение которых явилось непосредственной предпосылкой деяния, побудило лицо нарушить установленное законом право или не исполнить обязанность. При квалификации причин, условий деяния необходимо установить причинно-следственную связь между совершением проступка и его предпосылками.

Публичная функция квалификации предпосылок деяния заключена в превентивной деятельности правоохранительных органов, к ведению которых отнесено выявление причин, условий совершения проступка (см. ст. 29.13 КоАП). Государственные и иные органы, учреждения, организации, их должностные лица обязаны исполнить адресованное им представление правоохранительного органа об устранении причин и условий совершения административного правонарушения (неисполнение этой обязанности либо ее ненадлежащее исполнение квалифицируется по ст. 19.6 КоАП).