Выгоды и преимущества

Ряд преимуществ формирования ТС и ЕЭП менее очевиден, чем названные выше, но от этого не менее значим. Речь идет о преимуществах, обусловленных самим форматом интеграции, предполагающим тесное взаимодействие трех стран.

Во-первых, в большинстве случаев при разработке нормативной правовой базы ТС и ЕЭП использовалась и используется лучшая практика стран ТС, в результате чего наднациональное регулирование в растущей степени основывается на более совершенных принципах, нормах и правилах, чем содержащиеся в национальном законодательстве. Так, на ряде направлений Казахстан изначально имел более продвинутое таможенное, административное и фискальное регулирование, более четко администрировал возврат НДС по экспорту, что было учтено при разработке коллективных документов. Благодаря партнерам по интеграции в России появилась новая тарифная льгота, освобождающая от ввозной таможенной пошлины технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства – участника ТС.

Во-вторых, процесс принятия решений в рамках ТС предполагает их тщательную предварительную проработку на национальном уровне и согласование между участниками ТС, обсуждение ЕЭК, а потому повышаются требования к обоснованности, взвешенности предлагаемых решений. В результате внешнеторговое регулирование в рамках ТС приобретает здоровый консерватизм, становится более последовательным, предсказуемым и сбалансированным, ушла в прошлое практика частого, хаотичного изменения ставок пошлин. Все это благоприятствует экономическим операторам, для которых очень важны стабильные и понятные правила игры. Хотя, конечно, механизм ТС должен позволять оперативно, без излишних проволочек, принимать решения, действительно важные для обеспечения экономических интересов стран ТС и отечественных производителей в процессе внешнеторговой деятельности.

В-третьих, к разряду преимуществ создания ТС, безусловно, можно отнести возникающую насущную потребность в налаживании эффективного информационного обмена с использованием современных информационных технологий, прежде всего, между налоговыми и таможенными органами стран-участниц. Причем, если на национальном уровне вопросы внедрения информационных технологий, информационного взаимодействия в осуществлении регулирования и контроля в сфере ВЭД далеко не всегда рассматриваются как приоритетные, то эти же вопросы в рамках ТС подняты на самый высокий уровень. Дело в том, что без их решения невозможно функционирование ТС, и одновременно повышение качества информационного взаимодействия будет способствовать снижению издержек и сокращению сроков таможенного оформления, других административных и фискальных процедур, включая возврат экспортного НДС. В повестке дня формирование единой информационной системы таможенных и налоговых органов трех государств, к которой впоследствии должны быть подключены органы власти, осуществляющие контрольные функции на границе (транспортный, санитарный, ветеринарный, фитосанитарный контроль).

Вперед группа преимуществ создания ТС и ЕЭП – это проявляющиеся на более длительном отрезке времени преимущества углубления интеграции. В данной группе наиболее значимые преимущества связаны с созданием единого рынка стран-участниц, обеспечивающего экономию на масштабах производства, рационализацию импорта и повышение степени самодостаточности в ряде важных рыночных сегментов, улучшение конкурентной среды, формирование конкурентоспособных инновационных и производственных кластеров, совершенствование специализации стран и отдельных регионов в рамках единого экономического пространства. По расчетам экспертов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, создание ТС и ЕЭП позволит государствам-участникам получить к 2015 г. прирост ВВП свыше 15%.

С созданием единой таможенной территории ТС неизбежно возникает конкуренция между правовыми режимами и институтами стран ТС (так называемая институциональная конкуренция) за привлечение инвесторов, экономических операторов и в целом деловой активности на свою территорию путем улучшения предпринимательского климата, повышения качества государственных услуг как в части применения норм и правил ТС, так и в сферах регулирования и контроля, оставшихся в компетенции национальных государств. То есть, к примеру, при наличии альтернативных маршрутов транспортировки грузов экономические операторы будут выбирать направления, где таможенная служба работает более эффективно, лучше развита портовая инфраструктура, оборудованы пограничные переходы и т.д. Теми же вопросами будут задаваться и инвесторы при выборе места инвестирования, поскольку при прочих равных условиях для них очень важно качество предпринимательского климата, отсутствие необоснованных ограничений и обременений для ведения бизнеса, прозрачное фискальное, таможенное и иное регулирование. Российское руководство видит и осознает новую реальность и в русле этого реализует комплекс мер, направленных на совершенствование таможенных и административных процедур, правил валютного регулирования и экспортного контроля, возврата НДС, улучшение инвестиционного климата в РФ.

Формат ТС усиливает индивидуальные переговорные позиции государств-участников во взаимоотношениях с третьими странами и их объединениями, что позволяет рассчитывать на последовательное улучшение условий торгово- экономического сотрудничества с зарубежными странами, в том числе путем заключения преференциальных торговых соглашений.