Восприятие части и целою

Хорошо известно из жизненного опыта и подтверждено результатами эмпирических исследований, что для узнавания предмета вовсе не обязательно воспринимать все его части. Установлено также, что на восприятие целого объекта непосредственно влияет восприятие его частей, и наоборот, целое влияет на восприятие отдельных элементов объекта. Так, мы часто узнаем слово по отдельным буквам. На этом построена, например, известная телеигра "Поле чудес", где, скажем, буквы "ПС...ХО...ИЯ" будут восприниматься большинством людей как слово "ПСИХОЛОГИЯ".

Представители гештальтпсихологии потратили много сил, времени и научной изобретательности, чтобы открыть важнейшие закономерности человеческого восприятия. Они сформулировали один из наиболее важных принципов: человек ощущает мир по элементам, а воспринимает как целое. Тогда оказывается, что целостный взгляд на мир во многих случаях для людей важнее представления о мире по его отдельным деталям. Например, быстро читая некий текст, мы можем не замечать, вернее, не обращать внимания, на то, что он содержит ошибки. Буквы в тексте, который приведен на рис. 5.5, переставлены, поэтому слова в нем написаны неправильно, но смысл сообщения нам понятен.

Рис. 5.5. Целостное восприятие при быстром чтении текста позволяет понимать его смысл и не обращать внимания на ошибки

Данный опыт иллюстрирует идею гештальтпсихологов о том, что восприятие – сложный процесс, где образ как целое не обязательно является результатом сложения частей, из которых он состоит

Если рассматривать познание не только с позиции отдельного человека, но и всего человечества, то становится понятно, что представление о мире формулируется в соответствии с состоянием науки как целого в тот или иной исторический момент времени, а не строится по частям. В свою очередь, это доказывает, что познание любого объекта, явления или процесса никогда не завершается абсолютной истиной, ведь количество частей, на которые можно разложить любое целое, бесконечно. Вот почему познание мира в целом всегда является неполным и дает нам лишь относительные, а следовательно, по сути, всегда исторически неадекватные представления о мире, ибо точность познания ограничена возможностью изучать частности. Выходит, что неполнота (и субъективная неадекватность) представлений о мире, заполняемая воображением, мифологией, религией и пр., объясняется несовершенством психофизиологии отдельных людей, с одной стороны, и фундаментальным несовершенством самой науки – с другой.

Восприятие фигуры и фона

Исследователей давно привлекало восприятие одних объектов на фоне других, или, выражаясь языком экспериментальной психологии, восприятие фигуры и фона. Здесь следует отметить, что восприятие фигуры и фона – явление, обладающее определенной динамикой, поскольку в каких-то ситуациях один объект может восприниматься как фигура, второй – как фон, а в других наоборот. При этом восприятие фигуры и фона может зависеть и от состояния объективной реальности, и от субъективного восприятия отдельных людей, и от самостоятельной работы мозгав момент восприятия. Необходимо также подчеркнуть, что объект будет восприниматься как фигура в том случае, если он каким-то образом достаточно отчетливо задан, например, имеет замкнутые края. В противном случае мозг начнет менять статус объектов, периодически представляя человеку один как фигуру, а другой как фон, и тогда наблюдатель будет периодически видеть объекты то в виде фигуры, то в виде фона. В арсенале психологических иллюзий есть много таких примеров. Хорошо известен рисунок, который может восприниматься и как молодая девушка, и как старушка (рис. 5.6). Причем чаще всего это будет определяться помимо воли человека, т.е. наблюдатель может удерживать образ молодой девушки какое-то время в восприятии, но через некоторое время (у всех по-разному) он увидит старушку, и наоборот.

Рис. 5.6. Иллюзия, демонстрирующая неконтролируемую сознанием перцептивную организацию внимания: человек видит на рисунке, то молодую девушку, то старушку

В ряде случаев целое воспринимается в контексте более широкой системы, в свою очередь, являясь ее элементом. Например, попробуйте определить, в чем разница между двумя словами: BECK и BECK. Это задание сразу многие выполнить не могут, хотя наиболее внимательные и сообразительные все-таки понимают, что слова написаны на разных языках – одно на русском, другое на английском. Действительно, в контексте (фон) эти слова (фигура) будут восприниматься по-разному.

В самом начале XXI в. в связи с развитием компьютерных технологий и возможностью создавать динамические образы, например на основе файлов с расширением GIF, в Интернете стали появляться примеры объектов, которые могут изменять свое движение в зависимости от работы мозга человека, воспринимающего их. Однако оказалось, что с помощью небольшой тренировки человек может научиться мысленно вращать эти объекты но своему желанию. Выходит, что с помощью сознания можно управлять работой мозга? Это произвело сильный психологический эффект на пользователей глобальной сети, привлекло внимание ученых, но до сих пор не получило какого-либо внятного объяснения. Позже некоторые любознательные люди стали высказывать сомнение: не является ли иллюзией именно то, что теперь сознание управляет мозгом, а не наоборот?

Первым динамическую иллюзию представил миру японский дизайнер Набауки Хаякара. Он изобразил вращающуюся девушку, направления вращения которой (вправо или влево) люди могли видеть по-разному (рис. 5.7). После этого в Сети появилось множество подобных иллюзий, но на фундаментальном научном уровне проблема так и остается нерешенной.

Рис. 5.7. Иллюзия Набауки Хаякара (GIF-файл)

При восприятии данного видеоролика одни люди видят, что девушка крутится по часовой стрелке, а другие, что против; но если постараться, то можно "заставить" ее крутиться в любую сторону, т.е. усилием воли перестроить естественную работу мозга