Воспитание и формирование универсальных учебных действий на уроках

В Федеральном государственном образовательном стандарте для начальной школы результаты освоения основной образовательной программы представлены трехчастной системой:

• личностные;

• метапредметные;

• предметные.

Эти результаты конкретизируются системой универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий ученика, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Сегодня в педагогике выделяются четыре вида универсальных учебных действий:

• личностные;

• регулятивные;

• познавательные;

• коммуникативные.

Поэтому часто задачи современных уроков формулируются через называние конкретных универсальных учебных действий школьников, отрабатываемых на данном уроке.

Воспитывающее ОГЛАВЛЕНИЕ учебных предметов

Русский язык. Основная воспитательная направленность этих уроков состоит в воспитании ценностного отношения к русскому языку, его эстетической выразительности, нравственной наполненности. Помимо этого ОГЛАВЛЕНИЕ упражнений, заданий и учебных текстов по этому предмету дает следующие возможности для воспитания младших школьников:

• обогащение детских представлений об отношениях людей;

• ознакомление с нормами и правилами жизни в обществе;

• ознакомление с формами выражения эмоций, чувств;

• расширение представлений учащихся об окружающем мире

и др.

Литературное чтение

ОГЛАВЛЕНИЕ рассказов, сказок и других текстов для чтения создают основу для обсуждения и решения на уроках нравственных поступков людей, их оценки, рефлексии; помогают школьникам понять ОГЛАВЛЕНИЕ нравственных понятий. Большинство текстов учебных книг актуализируют посредством привлекательной художественной формы, эмоциональности такие понятия, как справедливость, честность, дружба, верность, гуманность, патриотизм, добро и зло. Яркие характеры персонажей демонстрируют проявления данных отношений и качеств в различных ситуациях.

Разбор литературных произведений, организуемый учителем на уроке, помогает школьникам разобраться в мотивах поступков героев.

Уроки литературного чтения способствуют воспитанию:

• умений вести диалог в различных коммуникативных ситуациях;

• соблюдать правила речевого этикета;

• умений ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

• самостоятельно делать выводы;

• соотносить поступки героев с нравственными нормами

и др.

Иностранный язык

Уроки по этому предмету помогают воспитывать:

• уважение к многонациональному, поликультурному, полилингвальному и поликонфессиональному составу общества;

• более глубокое осознание особенностей культуры своего народа;

• гражданскую идентичность;

• осознание своей этнической и национальной принадлежности

и др.

Математика и информатика

Воспитательные задачи уроков этой предметной области опираются на содержащиеся в условиях заданий и задач факты, информацию о процессах окружающей жизни.

Математические упражнения, задачи и задания по информатике способствуют формированию:

• критического и логического мышления;

• навыков оценки, структурирования информации и выделения главного;

• умений доводить начатую работу до конца;

• стремления выбирать рациональный путь решения задачи, выполнения задания;

• умений руководствоваться правилами при выполнении заданий

и др.

Окружающий мир

ОГЛАВЛЕНИЕ этого предмета имеет огромную воспитательную ценность, поскольку представлено областями Человек и Природа, Человек и Общество, История, Экономика и др., имеющими социально активный характер.

Изучение предмета способствует воспитанию:

• чувства гордости за свою Родину;

• гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• гражданской идентичности;

• эмоционально окрашенного отношения к природе и культуре;

• понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

• понимания необходимости экологического поведения в школе, быту и природной среде;

• умения оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах;

• чувства исторической перспективы;

• представления о богатстве внутреннего мира человека;

• представления о значении созидательной деятельности человека

и др.

Музыка

ОГЛАВЛЕНИЕ уроков музыки помогает воспитывать:

• художественный вкус;

• эстетические представления;

• гордость за достижения национального и мирового музыкального искусства;

• уважение к культуре и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;

• позитивную самооценку;

• жизненный оптимизм;

• умение открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству;

• умение организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

• умение оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий

и др.

Изобразительное искусство

ОГЛАВЛЕНИЕ учебного предмета предусматривает воспитание:

• эстетических чувств;

• художественного вкуса;

• уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей;

• понимания содержания традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве;

• чувство сопричастности и гордости за свою Родину

и др.

Технология

ОГЛАВЛЕНИЕ предмета обеспечивает:

• получение первоначального опыта трудового самовоспитания;

• формирование качеств и отношений: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда;

• понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, уважение к ним

и др.

Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения

Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:

• поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;

• репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;

• творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;

• методы обучения на основе заданий по выбору обучающихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов и ценности, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;

• метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;

• методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;

• методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения школьника: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии. Формируют регулятивные УУД.